Парламент Абхазии отказался ратифицировать соглашение с Россией об инвестпроектах в республике
Парламент Абхазии все-таки не стал ратифицировать соглашение об инвестициях. Ранее из-за этого законопроекта республика пережила волну протестов. Депутаты парламента в итоге проголосовали против ратификации абхазо-российского соглашения. На заседании присутствовали 23 депутата из 35.
У парламента, пока шло заседание, собрались около 300 человек, выступающих против соглашения. В середине ноября протесты привели к тому, что здание парламента было захвачено, а президент Аслан Бжания был вынужден идти на переговоры с протестующими. Ситуация разрядилась после многочасовых переговоров власти и оппозиции, по итогам которых Бжания и премьер-министр Александр Анкваб ушли в отставку.
По итогу Абхазия вернулась к статусу-кво, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
— Похоже, пока решено сохранить статус-кво. Прежняя конструкция устояла, но закон пока заблокирован. То есть вопрос в том, действительно будет ли реконфигурация или это новая расстановка сил? Мы видим, что, так или иначе, самые разные группы абхазской элиты объединены идеей широкой автономии от России и стремлением не слишком интегрироваться, а скорее самостоятельно определять правила игры. В этом плане, я думаю, что это некая общая абхазская идея, которая всем понятна. У Москвы четкой стратегии по Абхазии пока не появилось либо, по крайней мере, законопроект, касающийся собственности, не показался приоритетным и значимым. Психологически для российской стороны, наверное, сохранение Абхазии в обойме условных союзников важнее, чем экономические выгоды, особенно на фоне того, когда прежние союзники типа Сирии начинают хромать. Поэтому это тот случай, характерный для постсоветского пространства, когда в двусторонних отношениях элиты постсоветских стран обычно с Россией оказываются способны продавить свои представления о прекрасном. Пока, как и обычно в Абхазии, все разрывается скорее само, чем по четкому плану.
— То есть Абхазия продолжит получать дотации из России и никого к себе не пускать? Или сложно сейчас сказать?
— Белоруссия тоже, так или иначе, зависима от российской экономики, но позволяет себе высокую степень автономии в самых разных и политических, и в экономических вопросах, иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Наверное, этот белорусский трек Абхазии сохраняется, и в условиях роста ценности для России любых союзников, наверное, Москве придется исходить из того, что Абхазия — это не Южная Осетия, и дальнейшая интеграция затруднена. Ну и отпустить Абхазию от себя тоже страшновато, потому что психологический трофей по-прежнему значим.
Протестующие в Абхазии выступали против соглашения об инвестициях, так как опасались, что российские крупные инвесторы смогут легко подавить любую конкуренцию внутри республики и оставят старый бизнес Абхазии без средств к существованию.
После отставки президента исполнение обязанностей главы Абхазии по конституции перешло к вице-президенту Бадре Гунбе. Досрочные выборы президента Абхазии назначены на 15 февраля.