Вице-премьер и министр иностранных дел Мьянмы Тан Све в интервью ТАСС рассказал о геополитических взглядах страны, ее стремлении присоединиться к БРИКС, об усилиях властей в достижении национального примирения, проблемах, с которыми сталкивается республика, а также дал оценку двусторонним отношениям с Россией.
—Какой внешнеполитической стратегии в современных геополитических реалиях придерживается Мьянма?
— В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции 2008 года Мьянма проводит независимую активную внешнюю внеблоковую политику. Она основана на пяти принципах: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. С момента обретения независимости Мьянма проводила внешнюю политику неприсоединения под разными названиями, но ее концепция и ценности никогда не менялись. Так, например, в 1948 году Мьянма утвердила политику позитивного нейтралитета и неприсоединения. С 1974 года произошла смена названия стратегии, которая стала называться "Независимая внешняя политика", а с 1981 года — "Независимая и активная внешняя политика". После принятия Конституции 2008 года мы также изменили название, которое теперь звучит как "Независимая активная внешняя политика неприсоединения".
Мьянма расположена в стратегически важном с геополитической точки зрения месте. Более того, у нее есть протяженные границы с крупнейшими по численности населения странами мира, которые также являются мировыми экономическими державами. Внешний курс страны должен строго следовать принципам уважения территориальной целостности, суверенитета, мирного сосуществования и политике неприсоединения. Это наиболее приемлемый вариант для Мьянмы.
— В каком состоянии сейчас находятся двусторонние отношения с Россией? Какие сферы сотрудничества вы хотели бы особенно отметить?
— Мьянма и Россия установили дипломатические отношения 18 февраля 1948 года — практически сразу после обретения независимости нашей страной. Несмотря на географическую удаленность, сменявшие друг друга правительства Мьянмы поддерживали прочные и дружественные отношения и развивали сотрудничество с Россией. В XX веке у нас были хорошие отношения, основанные на политике мирного сосуществования, нейтралитета и неприсоединения.
В другие времена мы тоже ощущали поддержку со стороны России, в особенности в сфере образования. Янгонский технологический институт является одним из важных символов наших дружеских отношений. Так, мы можем подготовить множество квалифицированных инженеров для развития инфраструктуры страны. Мы отправили много молодых ученых в Россию для развития человеческого потенциала. В XXI веке Мьянма направила около 8 тыс. студентов на учебу в Россию, чтобы они стали мостом между нашими странами для укрепления отношений в сфере не только образования, но и сотрудничества на правительственном и деловом уровнях, а также для усиления контактов между людьми. Сегодня мы усердно работаем вместе для достижения успеха в рамках многогранного сотрудничества. Россия является одним из самых надежных друзей Мьянмы.
— Мьянма недавно заявила о намерении стать страной-наблюдателем в БРИКС. Расскажите подробнее об этой идее и как страна в перспективе планирует выстраивать свои отношения с объединением?
— БРИКС устойчиво развивается в экономическом плане и представляет примерно 45% населения планеты. Два члена-основателя объединения являются нашими соседями. У нас также хорошие отношения с другими членами. Более того, Мьянма с точки зрения геоэкономики расположена в очень перспективном месте. Вы можете видеть, что в пяти соседних с Мьянмой странах — Китае, Индии, Бангладеш, Лаосе и Таиланде — проживают 3,2 млрд населения, это один из крупнейших торговых рынков в мире. Мьянма находится в центре этого рынка, наземного моста между Южной Азией, Китаем и Юго-Восточной Азией. Мьянма также располагает длинной береговой линией Индийского океана. Если мы сможем создать региональную инфраструктурную сеть, то мы могли бы поделиться процветанием со странами региона и за его пределами. В этой связи мы заинтересованы в участии в работе БРИКС. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы шаг за шагом стать членом БРИКС.
— Какое у Мьянмы геополитическое видение современного мира? И какую роль, по вашему мнению, в нем играет БРИКС?
— Я считаю, что все развивающиеся страны хотят мира, стабильности и улучшения социально-экономических условий, а не повторения колониализма. Именно поэтому они стремятся к участию в БРИКС. Я думаю, многие развивающиеся страны ожидают, что в будущем БРИКС сможет возглавить процесс продвижения социально-экономической повестки развивающихся стран как в региональном, так и в глобальном масштабе.
— Мьянма уже давно имеет дело с санкциями Запада. Нашли ли вы способ успешного противостояния им?
— Санкции — это побочный эффект глобальной конкуренции за власть. На самом деле у Мьянмы нет особых проблем и разногласий с другими странами мира. Некоторые могущественные страны всегда пытались дестабилизировать нашу страну, подталкивая небольшие этнические группы преувеличивать мелкие проблемы нашей сложной природы, и вмешивались в наши внутренние дела, в том числе с помощью односторонних санкций. Это контрпродуктивно, потому что Мьянма устойчива и обладает достаточными природными и человеческими ресурсами. У нас есть много партнеров в регионе и даже в Европе, поэтому я думаю, что мы можем постепенно снизить влияние санкций в будущем.
— Пилотный проект по безвизовому режиму для россиян при посещении Мьянмы продлен еще на год — до 30 июня 2025 года. Удалось ли привлечь большее число российских туристов благодаря этому? Планируется ли сохранить эту практику?
— Мьянма из года в год продлевает действие безвизового режима для российских граждан. Недавно действие 30-дневного безвизового режима было продлено в третий раз — на период с 1 июля 2024 года до 30 июня 2025 года. Но сейчас мы готовим меморандум о взаимопонимании, который предусматривает возможность осуществления безвизовых поездок гражданами двух стран. Мы все согласовали и находимся на финальном этапе. У нас нет ограничений в отношении срока, в течение которого будет действовать меморандум. Его можно будет продлевать каждые пять лет. Благодаря ему граждане России и Мьянмы смогут совершать безвизовые поездки на срок до 30 дней. Это должно содействовать налаживанию более тесных контактов между людьми.
В результате продления 30-дневного безвизового режима Мьянму посетило больше российских туристов. По данным Министерства гостиниц и туризма, по состоянию на август 2024 года в Мьянму въехали 2 544 гражданина России. Это на 47% больше в годовом исчислении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда страну посетили 1 725 россиян. Мьянма с 1 июля 2022 года предоставила безвизовый режим российским гражданам, туристам и тем, кто занимается бизнесом, а также с 1 июля 2023 года ввела специальную туристическую визу, которая позволяет владельцам российских паспортов находиться в стране до шести месяцев. Мы считаем, что обмен между людьми играет очень важную роль в укреплении взаимопонимания и дружбы, а также в содействии более тесным отношениям между странами. Несмотря на географическую удаленность, разные культуры и традиции, Мьянма и Россия прошли долгий путь вместе, и сотрудничество в ряде секторов неуклонно развивается.
— Одним из самых популярных поисковых запросов среди российских путешественников является вопрос о том, безопасно ли в Мьянме? Как бы вы ответили на него?
— Я бы хотел отметить, что в течение 70 лет не был убит или ранен ни один иностранный турист. Иностранные путешественники, в том числе российские, обеспокоены условиями безопасности в некоторых частях Мьянмы из-за продолжающихся вооруженных конфликтов в ряде приграничных районов, которые далеки от исторических достопримечательностей и городов, где туристы и иностранцы могут познакомиться с культурой и традициями страны.
Мьянма стала популярным туристическим направлением для многих иностранных туристов со всего мира. Большинство путешественников посетили Янгон, Мандалай, Баго и [административную область] Иравади, а также восточную и южную части штата Шан. В 2023 году в Мьянме побывало 1,28 млн туристов. Это в 4,5 раза больше, чем в 2022 году, когда страну посетили 230 тыс. гостей. По данным Министерства гостиниц и туризма, с января по июль 2024 года в Мьянму прибыло около 700 тыс. туристов. За этот же период прошлого года прибыло 610 тыс. путешественников. Устойчивый рост числа посещающих Мьянму туристов разных стран, включая Россию, после пандемии является явным признаком того, что страна безопасна для иностранных путешественников.
— Насколько близка Мьянма к достижению концепции национального примирения? С какими проблемами сталкивается страна?
— Правительство Мьянмы недавно пригласило все вооруженные группировки вернуться в правовое поле и принять участие в предстоящих всеобщих парламентских выборах с целью национального примирения. Была также открыта дверь для политических переговоров и консультаций с этими вооруженными группировками. Комитет национальной солидарности и миротворческих переговоров при посредничестве Китая провел серию обсуждений с некоторыми действующими в восточной части страны этническими вооруженными организациями для прекращения огня. Он [комитет] также активно ведет обсуждения с подписантами Общенационального соглашения о прекращении огня (NCA, между правительством Мьянмы и этническими вооруженными группировками — прим. ТАСС) и политическими группами для успешного проведения выборов в приграничных районах.
В то же время правительство провело необходимые приготовления для проведения многопартийных выборов в конце 2025 года, чтобы решить политический вопрос политическими средствами. Эти меры включают проведение национальной переписи населения, которая прошла с 1 по 15 октября, для обеспечения точности избирательных списков на предстоящих выборах. Эти политические средства направлены на достижение национального примирения в Мьянме. Как только будет достигнуто взаимное доверие между правительством и вооруженными группами, этот процесс может быть ускорен.
Усилия Государственного административного совета (ГАС) по проведению всеобщих парламентских выборов были в значительной степени затруднены действиями террористических групп, называемыми Народные силы обороны (PDF), а также военными кампаниями некоторых этнических вооруженных групп, которые обучали и предоставляли оружие запрещенным террористическим группам Народных силы обороны. PDF находятся под контролем террористических организаций, а именно Правительства национального единства (NUG) и Комитета депутатов от Национальной лиги за демократию (CRPH).
Еще одной проблемой является ведение незаконного бизнеса в приграничных районах, в том числе связанного с наркотрафиком и интернет-мошенничеством.
— В чем основная сложность организации этих выборов?
— Выборы не могут быть проведены во всех избирательных округах, в некоторых они будут ограниченными. Сейчас мы постепенно работаем над консенсусом, которого мы планируем достичь, возможно, к концу этого года. Сейчас 32 политических партии привержены к участию в голосовании, проведение которого будет зависеть от ситуации с безопасностью. Выборы представляют возможность для всех политических партий и диссидентов. Если последние пожелают вернуться в страну, то они получат право участия в избирательном процессе. Нам необходимо урегулировать конфликт мирными средствами.
— Как развивается сотрудничество Мьянмы с Россией в сфере обороны и безопасности?
— Мы направляем много молодых офицеров для обучения в Россию, обмениваемся визитами на высоком уровне. Это очень полезно для нас. Наша система обороны исключительно направлена на то, чтобы защищать наш народ и страну, поэтому мы направляем многих военных в Россию. Более того, иногда мы проводим учения, в особенности что касается взаимодействия военно-морских сил.
Я думаю, что сейчас отношения России и Мьянмы по большей части сосредоточены вокруг оборонного сектора.
— Вы следите за последними событиями вокруг конфликта на Украине?
— Происходящее на Украине является очень печальной историей. Если бы они придерживались политики мирного сосуществования, то этого бы не произошло. Мьянма всегда поддерживает дипломатические и мирные средства в урегулировании кризисов и разногласий, а также в поддержании мира и стабильности во всем мире. Ее последовательная позиция заключается в уважении и защите суверенитета и территориальной целостности каждого суверенного государства.
— Администрация президента США Джо Байдена разрешила наносить удары вглубь территории России предоставленным Украине дальнобойным оружием. На ваш взгляд, какими могут быть последствия этого решения?
— Это очень опасно не только для России, Украины и США, но и для всего мира, особенно европейской его части. Я думаю, что это очень глупая ошибка. Ни одна страна не должна совершать ошибок, которые приведут к эскалации нестабильности в любой части мира.
— Газета The New York Times ранее сообщила, что некоторые неназванные западные чиновники предположили, что Вашингтон также может передать Киеву ядерное оружие. Считаете ли вы, что мир находится на грани третьей мировой войны?
— Это было бы очередной глупой ошибкой. Я думаю, что никто из нормальных людей не поддержит эту идею. Все выступают против развязывания ядерной войны, которая может привести к гибели миллионов людей.