Востоковед назвал бенефициара обострения конфликта в Сирии

Востоковед и политолог Андрей Чупрыгин в разговоре с Рамблером оценил ситуацию в отношениях Турции и Сирии, а также высказался о перспективах установления диалога между руководством двух стран.

28 ноября сирийские боевики начали крупное наступление на позиции правительственных войск в районе провинции Алеппо. За три дня Вооруженные силы Сирии уничтожили около тысячи из них. Согласно данным турецкой газеты Hürriyet, президент Сирии Башар Асад пытается найти контакты с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом на фоне обострения ситуации.

Если говорить о последнем периоде, то до 2011-2012 года между Сирией и Турцией были вполне нормальные отношения, но они испортились, когда Турция ввела свои войска в так называемый «курдский пояс» на севере Сирии под предлогом обеспечения своей национальной безопасности от боевиков Рабочей партии Курдистана. С этого и начались разногласия между сторонами. И до недавнего времени Турция и Сирия в своем нынешнем варианте находились в достаточно конфронтационных отношениях – до тех пор, пока Эрдоган не начал искать пути для сближения с Дамаском. Дело в том, что после возвращения Сирии в Лигу арабских государств [в 2023 году] такие страны, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, начали нормализовывать отношения с Дамаском. Тогда стало очевидным, что арабские политические элиты с Ближнего Востока решили зафиксировать наличие Башара Асада во главе Сирии и именно в данной парадигме возвращать свои виды на сотрудничество. Если не брать в расчет Израиль, то Эрдоган оказался практически единственным, кто оставался в таком варианте конфронтации.

Андрей Чупрыгин
Андрей ЧупрыгинСтарший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, политолог

В настоящее время Эрдогану не выгодна конфронтация с Сирией, подчеркнул специалист.

«Это связано с тем, что у Эрдогана есть определенная задача, которую он не скрывает, - превратить Турцию в наиболее влиятельного игрока на Ближнем Востоке. А без взаимодействия с Сирией сделать это практически невозможно. Все происходящие в регионе процессы так или иначе вращаются вокруг этого государства. Поэтому в последний год Эрдоган начал искать возможности для сближения с Дамаском. Он пытался уговорить Асада сесть за стол переговоров, но тот все время ставил условие, согласно которому начать договариваться можно было бы только после вывода турецких войск», - сказал эксперт.

Вместе с тем Чупрыгин отметил, что за последнее время отношения Турции и Сирии изменились.

«Турция воспользовалась ситуацией, связанной с тем, что «Хезболла» отвлечена на войну с Израилем, что Иран разбирается со своими проблемами, что Россия достаточно серьезно занимается вопросом украинского кризиса и ослабила свое внимание в Сирии. Все это позволило [турецкому руководству] предположить, что существует оппортунистическая возможность воспользоваться таким положением дел. Я не говорю о том, что это именно Турция организовала последнее наступление во главе с ХТШ [«Хайят Тахрир аш-Шам», запрещенная в России террористическая организация], тем более Турция отрицает свое участие в этом. Но пока что я вижу только одного бенефициара нынешней атаки, и этим бенефициаром является Турция», - сказал он.

Эксперт подчеркнул, что в союзе с ХТШ в Сирии действуют отряды так называемой протурецкой оппозиции.

«Это остается фактом. Поэтому есть разумное предположение, что Турция так или иначе приложила руку к происходящему в Сирии», - отметил востоковед.

При этом он выразил сомнения в достоверности сообщений СМИ, согласно которым Асад начал искать контакты с Турцией на фоне обострения в Сирии.

«Сейчас в информационном пространстве появляется очень много «пены» касательно происходящего на сирийской территории. К примеру, кто-то пишет, что боевики вошли в провинцию Хама, кто-то пишет, что эта информация не соответствует действительности, что там стоит сирийская бронетанковая дивизия. Так что разобраться в происходящем очень сложно. Но мы точно знаем, что Асад обратился к России за поддержкой, что в Дамаск прилетал министр иностранных дел Ирана, который после этого отправился не куда-нибудь, а в Турцию. Это факты. Но я не уверен, что информация о поиске Асадом контактов с Турцией, является достоверной. Несмотря на трагические сообщения, которые мы получаем из Сирии, мне почему-то не кажется, что ситуация там является «аховой». Пишут, что боевики захватили тот или иной объект, что в Дамаске чуть ли ни случился госпереворот. Но когда начинаешь «копать», оказывается, что в Дамаске нет никакого госпереворота, что там нет и столкновений между национальной гвардией и дивизией Махера Асада. Так что пока ситуация очень туманна. Этот туман развеется в течение трех-четырех дней. Сейчас же можно предположить, что представители Асада могли связаться с Анкарой и сказать, мол, але, народ, вы чего там вообще делаете? А в результате это было интерпретировано как поиск контактов с Турцией. Возможно также, что администрация Асада действительно решила прощупать обстановку и выяснить, насколько Турция увязла во всей этой истории», - рассказал специалист.

Дальнейшее развитие ситуации в Сирии во многом будет зависеть от того, «насколько серьезный уровень сопротивления продемонстрирует режим в Дамаске в отношении наступления джихадистов», добавил политолог.

«Сейчас важно, остановят ли их, где их остановят, выдавят ли их из Алеппо на прежние позиции или нет, и так далее», - заключил собеседник.

Замглавы МИД РФ Андрей Руденко ранее допустил возможность проведения трехсторонней встречи Турции, Ирана и России по Сирии.