Грозит ли Грузии «майдан»?

На фоне решения властей Грузии приостановить до 2028 года процесс евроинтеграции в стране с новой силой вспыхнули антиправительственные митинги. В минувшие выходные агрессивно настроенные участники акции протеста в Тбилиси атаковали здание парламента, разбив окна и повредив порядка 50 рабочих помещений. Силы правопорядка с применением водометов и слезоточивого газа оттеснили демонстрантов. Протестующие требуют отставки правительства и проведения повторных парламентских выборов. Кто стоит за антиправительственными акциями в Грузии и как дальше будет развиваться ситуация в стране? Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Константин Тасиц.

Грозит ли Грузии «майдан»?
© Парламентская газета

- Константин Игоревич, что сейчас происходит в Грузии?

- Обстановка в стране остается напряженной. Поводом для массовых акций протеста, которые достаточно быстро переросли в беспорядки, стало заявление премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе о заморозке до 2028 года переговоров с Евросоюзом о вступлении страны в эту организацию.

Часть радикально настроенных протестующих прибегает к противоправным действиям — обстреливает полицейских из пиротехники, поджигает покрышки и урны, пытается возводить баррикады. Но их подавляющее меньшинство. Большинство же несогласных придерживается мирного характера митингов. В целом акции протеста сосредоточены в центре Тбилиси перед зданием парламента. Манифестации проходят также в других крупных городах Грузии — в Батуми, Кутаиси.

- Кто стоит за антиправительственными акциями в Грузии?

- Если говорить об организаторах митингов, то их ключевыми участниками являются оппозиционные партии, прежде всего «Единое национальное движение» (экс-президента Михаила Саакашвили — Прим.ред.), а также отколовшиеся от него политсилы. Во-вторых, это крупнейшие неправительственные организации, получающие финансирование из-за рубежа. Кроме того, в акциях протеста принимают участие различные молодежные группировки, которые проходили соответствующую подготовку и обучались гражданскому активизму.

Запад же оказывает явную политическую поддержку оппозиции. В своих заявлениях западные политики не обращают внимания на то, что в ряде случаев протесты в Грузии носят уже противоправный характер, а лишь подчеркивают право грузинского общества на свободу слова и собраний, а также призывают местные власти пойти на уступки митингующим. 

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в Грузии? Есть ли риски дальнейшей дестабилизации обстановки в стране?

- Такие риски существуют. Обстановка остается напряженной, массовые акции протеста проходят ежедневно. Тем не менее грузинские власти контролируют ситуацию, она не выходит на уровень прямого гражданского противостояния. Государственный аппарат в целом лоялен действующей власти, силы правопорядка выполняют свои функции.

Протестующим пока не удалось добиться какого-либо результата. По своей численности нынешние манифестации схожи, например, с теми, которые проводились при принятии в стране закона об иностранных агентах. Тогда, напомню, властям удалось удержать ситуацию под контролем.

- Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что не покинет свой пост, несмотря на предстоящее в конце декабря окончание полномочий. Могут ли президентские выборы, намеченные на 14 декабря, спровоцировать дальнейшее обострение ситуации в стране?

- Отмечу, что президент Грузии избирается не на всеобщих выборах, а коллегией выборщиков, состоящей из депутатов национального парламента и местных законодательных органов. С учетом того, что правящая «Грузинская мечта» располагает большинством, можно прогнозировать победу кандидата от этой партии.

Есть вероятность того, что Зурабишвили продолжит отказываться покинуть президентский пост. На этом фоне возможна очередная активизация акций протестов в Грузии. Однако при этом не исключаю, что в преддверии инаугурации Дональда Трампа грузинская тематика может отойти на второй план.