Богдан Безпалько указал на различия ситуаций в Грузии и на Украине образца 2013 года

Четвертую ночь подряд в Тбилиси идут протесты, травмы получили уже 113 полицейских. Поводом для волнений стало заявление премьера Ираклия Кобахидзе о том, что до конца 2028 года страна не будет включать в повестку дня вопрос переговоров о вступлении в Евросоюз.

21 ноября 2013 года власти Украины приостановили подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Вечером того же дня в центре Киева на площади Независимости началась акция протеста сторонников евроинтеграции. 24 ноября митингующие объявили свою акцию бессрочной. 22 февраля 2014 года на Украине произошел госпереворот в результате которого от власти был отстранен президент Виктор Янукович.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политолог Богдан Безпалько в беседе со «Свободной Прессой» пояснил, что ситуации в Грузии и на Украине во многом схожи. Но при этом существуют и серьезные отличия.

Первое, о чем важно сказать, — Украина начала терять территорию после того, как там произошел майдан. Грузия же сначала потеряла территорию, а потом уже в стране начало происходить то, что происходит и сегодня.

«У Тбилиси существует опыт военного конфликта с Россией 2008 года, опыт взаимодействия с РФ, опыт противодействия, противопоставления себя России, опыт потери в экономике. На основании этого приобретенного опыта часть грузинских элит решила, что она не хочет превращаться в снаряд, направленный против РФ. Они, конечно, по-прежнему декларируют приверженность территориальной целостности Грузии, неотъемлемость Южной Осетии и Абхазии, но при этом ведут себя очень прагматично и не хотят превращаться в орудия войны против Москвы», — уточнил собеседник издания.

По словам политолога, Украина, наоборот — государство, которое изначально стремилось к тому, чтобы стать орудием против России. И на основании именно этой деятельности тоже приобрела опыт, в том числе потери территории и разрушения экономики.

На вопрос «СП», а как быть с опытом, который в это же время получали страны Запада, Европейский союз и Соединенные Штаты, Безпалько ответил: их опыт тоже довольно травматичный. Пока он не привел к каким-либо позитивным изменениям, «может быть, очень-очень медленным».

«Я имею в виду, например, «Альтернативу для Германии» или партию Сары Вагенкнехт, ряда евроскептиков, которые появляются и выступают как минимум за независимость от США и за прагматичный подход по отношению к России. Но это все происходит очень медленно. Пока что у руля в ЕС и в основных его странах-двигателях есть те люди, которые ставят идеологию выше. Ярким примером здесь является подрыв «Северных потоков» — уточнил эксперт.

Что касается США, то они достаточно оторваны как от украинской, так и от русской политики. Они озабочены внутренними проблемами и своим собственным отношением к миру, которое, в том числе, выражается в экономической плоскости, подчеркнул Безпалько. Он напомнил, что главный лозунг Дональда Трампа — «Make America Great Again» — это, скорее, про экономику, чем про политику, про рабочие места, про индустрию.

«Но те шаги, которые совершал Трамп в рамках этих лозунгов, заставляют несколько недоумевать — нельзя на этом основании строить внешнюю политику. Ведь он вводил против Китая пошлины в 260%. Сейчас он угрожает ввести 100-процентные пошлины в отношении стран БРИКС, только потому, что они хотят отказаться от доллара. Это тоже опыт, который может привести к глобальным и негативным изменениям в мировой торговле, мировой логистике и даже к новым военным конфликтам, как, например, сейчас в Сирии», — добавил политолог.

Ранее о необходимости деэскалации в Сирии заявили лидеры Германии, США, Британии и Франции.