о призыве политика защитить будущее Румынии
«Спикер парламента Молдавии Игорь Гросу по своему политическому калибру бесконечно далёк от Рональда Рейгана. Но зато он явно превосходит его по степени своей политической чудаковатости. Судите сами: спикер Гросу не совсем уверен, председателем парламента какой именно страны он является».
Даже самые талантливые политические лидеры иногда путают имена людей и названия государств. Например, встретившись однажды с принцессой Дианой, президент США Рональд Рейган назвал её «очаровательной леди, принцессой Дэвид». Президенту Либерии Сэмуэлю Доу повезло ещё меньше. Рейган почему-то решил, что он имеет удовольствие общаться с «председателем Моу». Спикер парламента Молдавии Игорь Гросу по своему политическому калибру бесконечно далёк от Рональда Рейгана. Но зато он явно превосходит его по степени своей политической чудаковатости. Судите сами: спикер Гросу не совсем уверен, председателем парламента какой именно страны он является.
Посвящённая президентским и парламентским выборам в Румынии пламенная речь Игоря Гросу в ходе заседания правительства Молдавии: «Призываю всех молдаван с румынским гражданством выйти и как можно большим числом защитить будущее Румынии, доказать (и на этот раз, а также 8 декабря на выборах президента), что румынский паспорт — это не только преимущество, но и ответственность. Будущее Молдавии зависит и от пути, которое выберет Румыния. Сегодня как никогда нам нужна сильная Румыния».
Есть такое выражение — «много букв». В процитированном выше фрагменте речи «букв» как таковых довольно мало. Но без пол-литры в них решительно не разберёшься — с пол-литрой, впрочем, тоже. Конституция Республики Молдовы, ст. 1: «Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое государство». Ст. 2: «Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определённых Конституцией». Ст. 3: «Территория Республики Молдовы неотчуждаема».
Вопрос первый: читал ли уважаемый спикер Гросу Конституцию собственного государства? Вопрос второй: в курсе ли он, спикером парламента какой именно страны он является? Вопрос третий: не стал ли он случайно жертвой временного помутнения рассудка? Такое иногда случается даже с самыми лучшими из слуг народа. Возьмём, например, такого достойного предшественника Эммануэля Макрона, как Поль Дешанель, занимавшего в 1920 году пост президента Франции.
В мае того года, путешествуя по Франции на поезде, он то ли случайно выпал из окна, то ли специально из него выпрыгнул. Вскоре на небольшую железнодорожную станцию явился почтенный месье в пижаме и начал уверять окружающих, что он президент республики. Недоверчивые граждане высказались в том смысле, что «столько пить нельзя», и сдали его в полицейский участок, где через некоторое время выяснилось, что он на самом деле президент. Спустя четыре месяца произошёл новый пикантный эпизод: президент Дешанель решил «осуществить свои государственные полномочия», искупавшись в пруду, не снимая одежды.
Если такое можно президенту Франции, то почему нельзя немного почудить и молдавскому спикеру? Тем более что после купания в пруду Поля Дешанеля убедили добровольно уйти с поста главы государства и перейти на работу в парламент, где он занял место главы сенатского комитета по иностранным делам. Короче, на месте Игорь Гросу, очень даже на месте! Но это всё, конечно, хихоньки да хахоньки. И Конституцию Молдавии спикер Гросу наверняка читал (хотя бы мельком — всё-таки у человека педагогическое образование), и название собственной должности он, скорее всего, помнит (в июле только переизбрали), и нет у него такого хобби, как купание в пруду в одежде или прыжки из железнодорожных вагонов (по крайней мере, науке о таких фактах неизвестно).
Одним словом, всем хорош спикер Игорь Гросу. Только вот очень странные у него понятия о государственном суверенитете. В XVIII—XIX веках на территории нынешней Республики Молдовы существовало такое политическое образование, как Молдавское княжество. И было оно по своему политическому статусу вассальным государством Османской империи. Как с тех пор всё поменялось! Вот уже больше 100 лет прошло с того момента, как Османская империя канула в Лету. А вот вассальное политическое самосознание у молдавских политических деятелей, похоже, напротив, никуда не делось. И как было бы просто и хорошо, если бы этот феномен был характерен только для Молдавии — небольшого государства, в котором существует движение в пользу его объединения с Румынией.
Но вот, например, такая новость этой недели: уходящая администрация США требует от властей Украины снизить мобилизационный возраст до 18 лет.
Комментируя эти действия американского Белого дома, советник Владимира Зеленского Дмитрий Литвин не стал подвергать сомнению право Америки чего-то там требовать от официального Киева и лишь робко указал, что «не имеет смысла призывать Украину снизить призывной возраст, предположительно, для того, чтобы призвать больше людей, когда мы видим, что ранее объявленное оборудование не поступает вовремя. Из-за этих задержек у Украины не хватает оружия для оснащения уже мобилизованных солдат». В угоду США официальный Киев превратил свою страну в поле боя. Что на этом фоне чудачества молдавского спикера? Забавная мелочь, не более того.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.