об инициативе по вступлению Кипра в альянс
«Планы превратить некогда любимый нашими туристами Кипр в ещё одну «анти-Россию» могут нанести сильнейший удар по единству альянса, при этом нарушив хрупкий статус-кво на острове и сорвав только намечавшийся процесс нормализации отношений между Грецией и Турцией. В целом ситуация выглядит абсурдной. Ведь НАТО намеревается защищать часть Кипра от одного из своих членов — Турции. То есть защищать от самого себя».
Расширение НАТО на все четыре стороны света превращается для его стратегов в навязчивую идею.
После приёма в ряды альянса отказавшихся от политики нейтралитета Швеции и Финляндии НАТО нацелилось на то, чтобы задушить в своих крепких евро-атлантических объятьях ещё одного новобранца. Теперь уже не на северном, а на своём южном фланге.
Новобранцем этим должна стать Республика Кипр.
«Остров Афродиты», где, по легенде, родилась древнегреческая богиня любви и красоты, хотят превратить в остров любви к НАТО.
Подробности сообщила греческая газета Kathimerini.
По её информации, тема сближения Республики Кипр с НАТО обсуждалась в ходе недавней встречи её президента Никоса Христодулидиса с президентом США Байденом. Вскоре после этого Христодулидис якобы успел пообщаться на сей счёт с новым генсеком НАТО Марком Рютте на полях недавнего саммита Европейского политического сообщества в Будапеште.
После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США кипрское руководство поддерживает активные контакты с влиятельными конгрессменами-республиканцами, демонстрируя готовность увлечь и будущую администрацию в Белом доме красивой идеей приёма в НАТО «острова Афродиты».
В общем, за Кипр взялись всерьёз и надолго.
В связи с этим важно отметить, что остров Кипр остаётся разделённым на две части с 1974 года. Эта дата стала точкой отсчёта конфликта между находящейся на юге острова Республикой Кипр (это она так рвётся в НАТО) и непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), которая находится под патронажем Анкары и в НАТО не рвётся.
В северной части острова размещён 43-тысячный контингент турецких войск, введённый в 1974 году для защиты турок-киприотов, после того как правившая в то время в Греции военная хунта и греко-кипрские экстремисты вторглись на север Кипра и попытались силой присоединить его к Греции. Предпринятые за последние полвека попытки реализовать многочисленные мирные инициативы, включая проведение референдумов о будущем острова в его турецкой и греческой частях, окончились безрезультатно, так и не позволив решить кипрскую проблему политическим путём, на основе принципа создания на острове единого федеративного государства.
Как выясняется, власти входящего в Евросоюз Кипра долгое время только имитировали переговоры с севером, сделав ставку не на дипломатию, а на вхождение в НАТО в расчёте получить гарантии безопасности от альянса.
На президентских выборах февраля прошлого года новым главой государства был избран Никос Христодулидис, сделавший одним из своих предвыборных обещаний вступление страны в НАТО в связи с якобы нарастающей «турецкой угрозой».
Однако планы превратить некогда любимый нашими туристами Кипр в ещё одну «анти-Россию» могут нанести сильнейший удар по единству альянса, при этом нарушив хрупкий статус-кво на острове и сорвав только намечавшийся процесс нормализации отношений между Грецией и Турцией.
В целом ситуация выглядит абсурдной. Ведь НАТО намеревается защищать часть Кипра от одного из своих членов — Турции. То есть защищать от самого себя.
Понятно, что Турция всегда сможет заблокировать процесс приёма Кипра, но свара вокруг маленького Кипра может стать большой. Лучшего способа рассорить западных союзников на южном фланге НАТО даже не придумаешь. Так что на Кипре будет всё горячее.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.