Почему Франция получила титул "Самой недовольной нации в мире"
Снова на улицах Франции недовольные фермеры протестуют против очередного решения правительства. В ближайшие недели страна подпишет договор о свободной торговле с южноамериканским общим рынком. Следствием этого договора может стать огромное количество дешевой иностранной продукции на французском рынке. Недовольные предстоящим решением фермеры заблокировали одну из дорог, ведущих в Париж и, для большей убедительности, завалили вход в налоговый центр навозом.
Есть такая поговорка: "Французы всегда бастуют или же они в отпуске". Протесты, митинги, забастовки, обсуждение политических тем во время завтрака, обеда и ужина, плакаты и острые лозунги - все это неотъемлемая часть французской культуры. Если жителей Франции не устраивает какая-то новая реформа, закон или ограничение, они объединяются, чтобы совместными усилиями выразить недовольство. В такие моменты улицы перекрываются, некоторые магазины и рестораны прекращают работу, обычная жизнь замирает, чтобы дать дорогу разгневанной толпе. Со стороны такой формат протеста может показаться необычным и раздражающим, но для французов подобное - в порядке вещей.
Титул самой недовольной нации в мире Франция получила еще в эпоху Великой Французской революции. Уже тогда французы почувствовали силу, которую имеет толпа: возможно, это случилось, когда они брали Бастилию, а может еще раньше. С тех пор демонстрации, стычки и борьба за справедливость и за права разных групп населения окончательно и бесповоротно укрепились во французской культуре.
Протест в понимании французов - это своеобразный способ взаимодействия с властью. И этот способ действительно работал и продолжает работать.
Можно проследить мотив вечного французского протеста в таких знаменитых книгах Виктора Гюго, как "Собор Парижской Богоматери" и "Отверженные". В "Соборе" автор описывает разгневанную толпу, идущую вызволять Эсмеральду из Нотр-Дама, в "Отверженных" - сцены борьбы на баррикадах времен Июньского восстания в Париже. Неконтролируемая толпа, подхватывающая насмешки, угрозы, радость или гнев, а также сцены с факелами, криками и беспорядками - из подобных декораций состоят многие романы французских авторов.
Протесты и митинги тянутся красной нитью через историю Франции последних веков. Еще до Великой Французской революции была борьба с гугенотами, знаменитое "восстание босоногих", фронда принцев и ряд других менее значительных смут, которые также можно отнести к истокам традиции протестов. В XX веке особый след оставили события мая 1968 года, когда на улицы вышли около десяти миллионов человек.
"Спичку" в толпу бросили студенты. Их знаменитый лозунг самым лучшим образом описывает особенность французского менталитета: "Запрещать запрещается". События "Красного мая" в итоге привели к смене правительства, что еще раз доказывает: во Франции мнение толпы - это оружие, способное противостоять даже сильной власти.
Французские протесты сегодняшнего дня - это историческое наследие, феномен, у которого множество причин, как культурно-исторических, так и психологических. За последние годы со страниц газет не сходят новости о французских демонстрациях, вызванных пенсионной реформой, выступлениях "желтых жилетов", протестах против политики Франции в отношении Палестины и многих других демонстрациях недовольства "улицы".
Эти манифестации отнюдь не безобидны, тем более что для перерастания мирного митинга в жесткое противостояние толпы и полиции достаточно громкого выкрика, попавшего в болевую точку. Иногда протестанты поджигают машины, бьют стекла в витринах магазинов, оказывают сопротивление стражам порядка и даже захватывают полицейские участки. Ни число задержанных, ни серьезные меры наказания за подобные инциденты не останавливают французов от открытого и непримиримого выражения своего мнения.
Знаменитые лозунги французской революции "Свобода, равенство, братство" стали девизом французской нации, и любую несправедливость или ущемление чьих-то прав они воспринимают остро, а иногда даже слишком остро, что сказывается на повседневной жизни. Тем не менее, это неотъемлемая часть французской идентичности, это их наследие и их культура.
Даже правительство понимает это, поэтому не предпринимает никаких карающих мер, которые запрещали бы свободу демонстраций.
Наказывать вандализм, такой как причинение вреда частной собственности или нападения на полицейских, разумеется, необходимо, но если во Франции ужесточить наказания для участников акций протеста, запретить свободу выражения своего мнения, то последствия для власти могут оказаться самыми непредсказуемыми.