Вильнюс вспомнил о необходимости принятия закона о нацменьшинствах
Первым сюрпризом, преподнесенным в минувший четверг парламентариями Литвы по итогам прошедших в конце октября выборов в Сейм, в результате которых власть в стране потеряла партия консерваторов, местные аналитики называют возвращение из "запасников", спустя пятнадцать лет, закона о национальных меньшинствах.
Постановление об этом, подтверждает 8 ноября LETA-BNS, утвердил законодательный орган этой прибалтийской республики. А ведь после 2010 года, напоминает агентство, ни одна попытка принять новый закон, регулирующий права нацменьшинств, не заканчивалась успехом.
Правда, следует иметь в виду, что принятая редакция закона, проект которого был подготовлен в кабинетах министерства юстиции, вступит в силу в январе наступающего года после того, как свою подпись под ним поставит президент Гитанас Науседа.
Судя по тексту одобренного в Сейме закона, национальная идентичность будет определяться как свободно выбранная человеком идентификация с национальностью одного из его родителей или бабушек и дедушек, основанная на совокупности характерных для нее признаков - культуры, языка, традиций, обычаев или хотя бы одного из этих признаков.
Обозреватели обращают внимание - проект документа гарантирует, что никто не может быть принужден к доказательству своей принадлежности к национальному меньшинству, публичному раскрытию своей национальной принадлежности или отказу от принадлежности к национальному меньшинству.
Каждому представителю национального меньшинства в ЛР будет гарантироваться право свободно и без ограничений пользоваться своим языком в частной и публичной, устной и письменной форме. Предусматривается также право представителя национального меньшинства получать образование на своем родном языке.
Кроме того, закон гласит, что лица, принадлежащие к национальному меньшинству, имеют право сохранять и развивать свою культуру, традиции, обычаи и язык, объединяться в организации и партии, иметь свои средства массовой информации и распространять информацию на родном языке.
Столь серьезный поворот в политическом курсе страны ряд обозревателей склонны связывать с итогом экономических реформ, которые спровоцировали катастрофическую депопуляцию: минус 24% за истекшие три десятилетия.
Ведь никакие цифры, демонстрирующие экономический рост, не смогут компенсировать исчезновение самого государства, признаются они. А суверенное натовское убожество, увы, стремительно приближается к повторению судьбы Атлантиды. Даже согласно прогнозу Евростата, население этой прибалтийской республики продолжит уменьшаться и к 2070 году может составить меньше 1,8 млн человек. А ведь до 1992 года в стране проживало более трех с половиной миллионов граждан.
Как тут не вспомнить в этой связи о диагнозе, который в беседе со мной поставил своей малой родине на грани веков народный артист СССР Донатас Банионис, с грустью признававший, что "исчезает провинция как географическое понятие, на смену ей приходит провинция как способ мышления".