Генерал Леонид Ивашов: Это позор, что мы сейчас обращаемся к Ирану и Северной Корее за старым советским оборудованием

Российская армия возглавила рейтинг сильнейших вооруженных сил в мире, по версии американского аналитического журнала U.S. News and World Report.

Генерал Леонид Ивашов: Это позор, что мы сейчас обращаемся к Ирану и Северной Корее за старым советским оборудованием
© Свободная пресса

Первое место ВС РФ получили благодаря опыту, приобретенному в ходе специальной военной операции, модернизации вооружения и подготовки кадров. Тройку лидеров замкнули армии США и Израиля.

Вооруженные силы Украины заняли лишь восьмую строчку рейтинга. В первую десятку списка сильнейших армий мира также вошли Китай, Южная Корея, Иран, Великобритания, Германия и Турция. Авторы рейтинга указали, что сила армий различных стран мира оценивалась по результатам опроса, в котором участвовали как представители элит и бизнес-кругов, так и рядовые граждане.

В чем причина лидерства Вооруженных сил России? Почему именно сейчас мы – первые? И за счет чего? За разъяснениями «СП» обратилась к военному эксперту, капитану первого ранга в запасе Василию Дандыкину.

– Тут, в первую очередь, надо иметь в виду ядерную составляющую, этим мы сильны. У нас самое мощное в мире ТЯО. В США считают главной составляющей своих вооруженных сил сухопутные войска. Если говорить о ядерном потенциале, то у нас и США он примерно равный. Китай опережает другие страны по численности армии.

«СП»: Если какие-то страны в чем-то нас опережают, за счет чего наша армия вырвалась вперед?

– В первую очередь за счет боевого опыта, приобретенного за годы СВО. Мы освоили новые тактические приемы, научились обезвреживать террористов, у нас идеально происходит выброска десанта. У нас уникальный боевой опыт, наш фирменный прием – обходить противника с флангов и брать его в кольцо. То есть наша армия обкатана в бою.

Еще вперед нас вывели опыт плюс уникальность условий, в которые мы попали: ведь против нас воюют фактически 50 стран, десятки – поддерживают ВСУ, поставляют им оружие, – напоминает эксперт.

С другой стороны, многие задаются вопросом: U.S. News and World Report – американский журнал, который основное внимание уделяют новостям политики и экономики. Издание также известно системой ранжирования и ежегодными отчетами об американской системе образования. Причем тут военный рейтинг?

– Я считаю, эта статья специально заказана Пентагоном, чтобы усыпить бдительность противника. Это излюбленный прием во время любых военных действий. Это – классика, которую проходят в военных академиях: восхвалять противника, чтобы он не развивал дальше свой боевой потенциал.

В принципе, все данные, которые необходимы и актуальны, есть в Генштабе РФ, и мы не нуждаемся ни в каких рейтингах и оценках наших слабых и сильных сторон, – заявил «СП» генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.

– Если оценивать обстановку объективно, сейчас нам не хватает сухопутных войск, которые в нашей стране сокращали начиная с 90-х годов. Необходимо восстанавливать и потенциал стратегических ядерных вооружений, с которым тоже есть определенные проблемы. Сейчас у нас в наличии в основном только наземные стратегические сухопутные комплексы и подводные.

Всё, что я перечислил – это и есть факторы сдерживания Третьей мировой войны, наш ответ потенциальным агрессорам. Обязательно нужно развивать ракетные комплексы: и шахтного типа, и подвижные. Только так можно сдержать противника.

«СП»: В конце 2023-го на тот момент министр обороны Сергей Шойгу назвал российскую армию самой подготовленной и боеспособной в мире, обладающей «передовым вооружением, проверенным в боевых условиях». Мы действительно были готовы к такому масштабу боевых действий?

– По комплексам наземного базирования мы не уступаем США. А вот по комплексам морского и воздушного базирования – уступаем. Но пока нашего потенциала все же достаточно для ядерного сдерживания.

Превосходство США в том, что в их распоряжении есть Национальная противоракетная оборона, которая окружает нашу страну и способна перехватить баллистические ракеты. Поэтому перед нами сейчас стоит задача – достичь уровня США по количеству стратегических ядерных ракет.

«СП»: Что произойдет, если мы будем и дальше уступать США в количестве стартующих ракет и боезарядов?

– Этого произойти не должно, поэтому задача номер один сейчас – наверстать упущенное. Не секрет, что США развернули вокруг России систему стратегической противоракетной обороны. У нас должен быть в запасе такой вариант, когда мы нанесем по территории США быстрый глобальный удар. А вот сил для такого быстрого глобального удара у нас пока недостаточно.

«СП»: Леонид Григорьевич, если честно, мы сильно отстаем от Запада по количеству БПЛА?

– Сильно. В распоряжении США сейчас примерно 100 тысяч беспилотников, а мы продолжаем буквально «на коленке» их делать.

«СП»: Какие сейчас главные проблемы стоят перед нашими Вооруженными силами?

– Мы, по сути, реагируем на то, что происходит на СВО. Мы не готовились к современным гибридным боевым действиям, у нас не было даже спутников радиосвязи зачастую. И это позор, что мы сейчас обращаемся к Ирану и Северной Корее за старым советским оборудованием.

Почему? Да потому что сами, своими руками разрушили свой оборонный комплекс. Началось это еще в 90-х, довершила дело коррупция.

«СП»: Задам вопрос не из военной сферы. Оценка армий – всего лишь одна из частей рейтинга лучших стран по версии журнала US News. В нем Россия вообще-то на 36-й позиции, между Египтом и Польшей. В первой тройке – Швейцария, Япония и США. То есть по характеристике «вооруженные силы» Россия оказалась в лидерах, а по всему остальному, в частности по уровню жизни, – среди не самых развитых стран мира. Почему так вышло? И может быть, виной всему то, что мы делаем упор на военный потенциал в ущерб качеству жизни?

– Военный потенциал России развивать необходимо, особенно в нынешней геополитической обстановке. Без этого мы просто не выживем. Но то, что мы в рейтинге лучших стран мира в самом хвосте – это национальный позор.

Все это происходит в результате неумелого управления и беспрецедентной коррупции, в частности, в Вооруженных силах. Я устал считать миллиарды, похищенные чиновниками Минобороны на военных заказах. Это – преступление, за которое сейчас расплачивается вся страна.