Пощечина для партии власти: о чем говорят первые итоги выборов в Молдавии

Предварительные итоги президентских выборов в Молдавии 20 октября не оправдали ставок сторонников Запада на убедительный успех — победы действующей главы государства Майи Санду, которая набрала чуть более 40 процентов голосов, в первом туре не случилось. Да и с проходящим одновременно референдумом по вступлению Молдовы в ЕС не заладилось. Еще вечером количество противников такого решения было больше на несколько процентов, и лишь подсчет последних бюллетеней, в которых по странному стечению обстоятельств все голоса оказались «за» вступление страны в Евросоюз, к утру смогли дать мизерный (менее одного процента) перевес в пользу евроинтеграторов. О чем говорят результаты молдавских выборов и можно ли их назвать ударом по партии власти в Кишиневе? На вопросы «Парламентской газеты» ответил глава Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов.

Пощечина для партии власти: о чем говорят первые итоги выборов в Молдавии
© Парламентская газета

- Андрей Аркадьевич, каков главный итог первого тура выборов в Молдавии?

- На мой взгляд, он заключается в том, что, несмотря на все попытки провести прозападную линию, сделать это чистыми методами молдавские «западники» не смогли. А то, как они это сделали, на ожидаемый результат их не вывело.

- А какой именно результат они ожидали?

- Для них это был бы более убедительный отрыв Санду от других кандидатов и более однозначный итог референдума в пользу ЕС. В итоге второй тур на президентском голосовании оказался неминуем, а убедительной победы евроинтеграторов на референдуме нет и в помине. Таким образом, все меры, которые предпринимали власти во главе с Санду, не смогли пересилить настроения здоровых сил молдавского общества.

Считаю, что результаты голосования 20 октября говорят о высокой доле в молдавском обществе тех, кто готов сопротивляться майданным настроениям их действующего президента, и всех, кто вместе с ней служат Западу. Потому что люди поняли: дальнейшее закабаление Молдовы грозит ей крайне неприятным исходом.

- После референдума, где, пусть и с мизерным отрывом, зафиксирована победа евроинтеграторов, Молдова в итоге вступит в ЕС?

- Сам по себе референдум был лукавый — его организаторы рассчитывали, что результаты будут, очевидно, в пользу ЕС, и его проведение одновременно с президентскими выборами должно было позволить получить Санду больше голосов. Этого не получилось. Но надо понимать, что в любом случае результаты такого референдума не означают немедленного принятия Молдовы в ЕС. Можем вспомнить здесь пример Турции, которую обещают взять в ЕС уже не одно десятилетие. Таким образом молдавский референдум представлял собой политический трюк, который преследовал две цели: во-первых, убедительная победа Санду, во-вторых, иллюзия светлых европерспектив для жителей страны. В итоге не получилось ни того ни другого.

- Кто-то уже называет итоги выборов в Молдавии ударом по партии власти в Кишиневе во главе с Санду. Означает ли шаткое преимущество действующего президента страны и сторонников евроатлантического будущего Молдавии ослабление влияния бюрократии Брюсселя в этой стране?

- Слышал такие мнения, но лично я не стал бы делать таких выводов. Все-таки Молдова, при всем уважении к молдавскому народу, не имеет большого геополитического значения как государство. Поэтому влияние западников в стране не такое мощное — ставки по Молдове не столь высоки, как, например, на Украине в свое время. Но это не означает, что евробюрократия исчерпала свой ресурс, это не так.

Хочу отметить, что сама Молдова сегодня сильно расколота — и в политическом, и в социальном, и даже в языковом плане. Помимо Приднестровья там есть другие анклавы, которые живут своей жизнью, а не тем, что пытается им диктовать Кишинев.

- Какими видите перспективы оппозиционных Западу сил в Молдавии?

- У молдавской оппозиции главная проблема заключается в том, что таких структур в стране довольно много, но координация совместных усилий у них слабоватая. Как результат — недостаточная политическая эффективность действий оппозиционеров. И пока они не будут ради общего дела выходить на консолидированные позиции, им будет крайне тяжело справиться с очень дисциплинированным оппонентом. А это даже не команда Санду, их главный оппонент сидит в Брюсселе и в Вашингтоне.

Понятно, что оппозиции в Молдавии трудно — страна фактически зажата между натовской Румынией и пронатовской Украиной. Это похоже на ситуацию в Сербии, которая также со всех сторон окружена русофобской «массовкой». Но в Молдавии оппозиционеры держатся, и результаты выборов на самом деле показали: молдаван достал уже прозападный вектор политики властей страны. При всех ухищрениях, при всех усилиях и ресурсах «западники» в Молдове вынуждены были довольствоваться малым преимуществом. То есть оппозиция при всех сложностях, при президенте, имеющем гражданство Румынии, которая планирует поглотить Молдову, продолжает сопротивляться. И делает это довольно активно.