Узбекистан успешно проводит конституционные реформы Президента Шавката Мирзиёева

На глобальном уровне хорошо известно, что в Узбекистане под руководством Президента Шавката Мирзиёева проводятся масштабные реформы во всех без исключения сферах. Комплексные преобразования нацелены на существенное развитие республики и обеспечение устойчивого роста благополучия населения. Несомненно, результативность реформ также способствует значительному укреплению значимости Нового Узбекистана в мире.

Узбекистан успешно проводит конституционные реформы Президента Шавката Мирзиёева
© Российская Газета

Завершающей частью политического цикла конституционных реформ можно считать проведение в Узбекистане 27 октября 2024 года выборов в депутаты Законодательной палаты двухпалатного парламента, депутатов Жокаргы Кенеса - парламента Республики Каракалпакстан и в Кенгаши народных депутатов (органы власти, отвечающие за исполнение законодательства на местах).

Выборы пройдут в новой общественно-политической обстановке, установленной всенародно принятым референдумом 30 апреля 2023 года, обновившим Конституцию Республики Узбекистан. В отличие от верхней палаты территориального представительства - Сената Олий Мажлиса, выборы в Законодательную палату по предложениям Президента Узбекистана будут проходить по совершенно новой системе.

Первое и основное нововведение - 75 депутатов нижней палаты будут избраны в одномандатных округах по мажоритарной системе и 75 депутатов - по пропорциональной, то есть на основе голосов, отданных политическим партиям.

Второе - при обновлении законодательства Узбекистана были изучены положения свыше 400 документов и Конституций 190 стран, что объективно усилило полномочия представительных органов на местах и расширило контрольные функции парламента над деятельностью исполнительной власти, судов, правоохранительных органов, силовиков и спецслужб. Принято пожелание избирателей об упразднении ряда полномочий хокимов (глав местных администраций) при решении важнейших вопросов территорий. Многие вопросы государственной жизни, находящиеся в ведении хокимов, переданы в Кенгаши - местные представительные органы. Расширились также полномочия у Сената. В выборах 27 октября примут участие до 30 тысяч кандидатов, десятки тысяч доверенных лиц и наблюдателей на избирательных участках Узбекистана и на 56 участках в 39 государствах, включая участки в 7 крупнейших городах России. Установленная система проста и понятна всем - для избрания депутатом кандидату нужно получить голоса большинства избирателей, что позволит исключить второй тур выборов.

Третье - уровень развития и культуры любого народа и общества определяется, прежде всего, отношением к женщине. Именно поэтому обновленное избирательное законодательство устанавливает, что не менее 40% от числа выдвигаемых кандидатов в депутаты политическими партиями должны составлять женщины.

Четвертое - реформа избирательной системы повышает роль и ответственность всех пяти действующих политических партий Узбекистана. Естественно, перед выборами у многих возникнет вопрос, какой партии отдаст предпочтение сам Президент - Либеральным демократам УзЛиДеП, Народно-демократической партии Узбекистана НДПУ, Демократам партии "Миллий тикланиш", Социал-демократической партии "Адолат" или Экологической партии. Однако ответ самого Президента был совершенно иным - безо всякого намека на предпочтения, Шавкат Мирзиёев призвал проголосовать за "Новый Узбекистан" и заметил, что выборы будут проведены согласно национальному законодательству и стандартам развитых стран, но в условиях сильной конкуренции.

При этом политические обозреватели отмечают, что свободные выборы в Узбекистане будут проведены под девизом "Мой выбор - моя процветающая Родина".

Что касается "Нового Узбекистана", это, конечно же, не партия - поскольку у классической политической партии есть только ей присущие характерные признаки. Понятие и концепция "Нового Узбекистана" тоже предложены Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, и предусматривают реализацию совершенно конкретных инициатив в сфере законодательства, экономики, внутренней и внешней политики - иными словами предусматривают все особенности, называемые демократией.

В отличие от партий ряда стран, слово "демократия" содержится в названиях и документах всех зарегистрированных на выборах партий - этот факт особо подчеркивает, что государственная власть в Узбекистане построена на принципе демократии, как способе такой политической организации общества, которая основана на признании народа в качестве источника власти. И что граждане Узбекистана в числе прав и свобод пользуются правом управления государством.

Выборы 27 октября будут свидетельствовать о завершении конституционных реформ Узбекистана, но проводить дальнейшие реформы придется еще долго. К числу направлений и отраслей, в которых придется корректировать и создавать новую законодательную базу, можно отнести безопасность и оборону, транспорт и создание международных сухопутных и морских транспортных коридоров. Разработку законодательства в области урбанизации и градостроительства придется вести практически с нуля. Несколько проще будет проведена работа в развитии крупного, среднего и малого бизнеса - успехи Узбекистана в глубокой переработке полезных ископаемых, в энергетике, в промышленности и в экспорте продукции уже известны далеко за пределами республики.

Много работы ожидает депутатов всех уровней при вступлении Узбекистана во Всемирную торговую организацию, а также в области взаимодействия с ООН, Евразийским союзом, ШОС, с международными финансовыми организациями и их структурами.

Все эти работы имелись в виду на саммите глав стран Содружества

8 октября, на котором Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд важных инициатив. Среди них - усиление совместной работы в сфере безопасности, в экономике, в гуманитарной сфере и в создании искусственного интеллекта, в новых приоритетах долгосрочного партнерства. Особенно значимой и своевременной оказалась инициатива Президента Узбекистана о принятии главами стран СНГ "Программы сотрудничества в области дерадикализации на 2025 - 2027 годы", которая была поддержана всеми участниками.

Подводя итог реформам Узбекистана на современном этапе, можно привести сказанную Президентом Узбекистана три года назад фразу, не потерявшую актуальности и сегодня: "Любая нация, любой народ, поставивший перед собой цель построения в своей стране справедливого общества, свободной и благополучной жизни, проходит сложный и тернистый путь развития. Узбекский народ, который всегда уверенно и с большой надеждой смотрел в будущее, стойко преодолевал все испытания".