о заявлении Гитанаса Науседы насчёт возможных переговоров
«Ослепляющая ненависть. Ненависть, которая лишает своего обладателя способности к рациональному и логическому мышлению. Вот на чём построено политическое кредо литовского начальства».
У недавно переизбранного на свой пост президента Литвы Гитанаса Науседы есть совет для Владимира Зеленского — не вступать в переговоры с Кремлём. Глава литовского государства убеждён, что в данный момент президент РФ Владимир Путин «думает, что он побеждает, что Россия загоняет Украину в угол», и, опираясь на этот постулат, Науседа делает следующий вывод: «Это самый худший момент начать переговоры сейчас, потому что Россия думает, что она сильная сторона».
Логика понятна. Что менее понятно, так это стоящая за этой логикой убеждённость президента Литвы, что некий момент в будущем может стать «самым хорошим» для начала переговоров.
Вот ещё одно высказывание Науседы: «Когда я смотрю на план Зеленского, я вижу те решения и меры, которые мы, западные страны, не можем принять в последние месяцы и даже годы... Поэтому в плане Зеленского нет ничего нового. Это только о нашей воле и наших обязательствах поддержать Украину».
И снова мы сталкиваемся с тем же самым странным логическим допущением: Запад не может принять нужные Зеленскому решения «в последние месяцы и даже годы». И причина такой неспособности явно не в отсутствии желания побольнее уколоть Россию. Нанести нашей стране стратегическое поражение — это сейчас для стран НАТО самый главный императив. Единственный императив, который является для Запада ещё более «самым главным», — это его желание самому не попасть под раздачу, самому не превратиться в прямого участника вооружённого конфликта.
Из этого следует: если решений, которых так страстно добивается Зеленский, Запад не мог принять «многие месяцы и многие годы», то в предстоящие месяцы и в предстоящие годы ничего в этом плане, скорее всего, не изменится.
Разумеется, словосочетание «скорее всего» вряд ли можно считать сколько-нибудь твёрдой гарантией. Но какие гарантии вообще могут быть в геополитике? Здесь мы можем говорить только о различных вероятностях. И та вероятность, за которую так цепляется президент Литвы, свидетельствует о наличии у него того, что психологи называют магическим мышлением.
Вот что о таком типе мышления писал ещё старик Фрейд: «У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет».
Ой, кажется, я опосредованно назвал президента Литвы примитивным человеком. Не хочется вести дискуссию, скатываясь к подобным терминам. Это как раз стиль оппонентов России из Вильнюса — например, напарницы Гитанаса Науседы по властному тандему премьер-министра Ингриды Шимоните. Публичное высказывание мадам Шимоните о нашей стране, сентябрь 2021 года: «Возникает идея какой-то там великой страны, которая одержала сокрушительную победу над нацизмом. Ни слова об экономике, о здравоохранении, ни слова об образовании и о науке — об этом в России вообще не говорят».
Видимо, понимая, как подобные тезисы выглядят со стороны, в том же самом своём интервью Ингрида Шимоните принялась выписывать самой себе сертификат о психическом здоровье: «Из-за нашего неравнодушия к происходящему в России к нам приклеили ярлык параноиков, всего боящихся ненормальных людей. Но мы не параноики».
Правда, что ли? Но если литовские лидеры не параноики, то кем же тогда они являются? Чем ещё, кроме ментального заболевания, можно объяснить, например, вот такое высказывание премьер-министра Литвы в Киеве в минувшем августе: «Литва будет праздновать украинскую победу со светом, с газом и без русни».
Ответ состоит из одного слова. И это слово — «ненависть».
Ослепляющая ненависть. Ненависть, которая лишает своего обладателя способности к рациональному и логическому мышлению. Вот на чём построено политическое кредо литовского начальства. И это же самое политическое кредо заставляет официальный Вильнюс очень потребительски относиться к такому своему союзнику, как Украина Владимира Зеленского. У простых украинцев желания воевать всё меньше и меньше. Аббревиатура ТЦК уже давно превратилась в самое страшное слово в украинском языке, в самое оскорбительное и грязное ругательство. Но снижение боевого духа у тех, кого насильственно гонят фронт, пока компенсируется его сохранением и даже повышением у команды Зеленского и горячих сторонников всё более отчаянных планов киевского начальника, в число которых однозначно входит официальный Вильнюс.
Есть такие слова из песни: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось». Для Науседы, Шимоните и иже с ними «летом» являются военные действия на Украине. И неважно, что это военные действия, которые не сулят Киеву никаких особо радостных перспектив. Неважно, что бывший главком ВСУ Валерий Залужный на днях публично предупредил, выступая в Лондоне: «Мы оказались в состоянии затяжной войны. По моему личному мнению, выход из этой затяжной войны представляется... практически невозможным». Неважно, что эта новая стадия военных действий, по мнению Залужного, способствует усилению позиций России.
Магическое мышление, добровольными пленниками которого стали литовские политические лидеры, отвергает и отторгает все рациональные аргументы. Такова подоплёка «добрых советов» президента Науседы — советов, которые лучше не слушать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.