Российская авиаотрасль переходит на отечественное ПО

«Аэрофлот» завершит переход на российское программное обеспечение в следующем году, заявил гендиректор перевозчика Сергей Александровский. Премьер Михаил Мишустин назвал это критически важным для всей авиаотрасли. Как выглядит российское ПО для аэропортов и самолетов и не столкнемся ли мы с проблемами?

Российская авиаотрасль переходит на отечественное ПО
© BFM.RU

В этом году «Аэрофлот» перейдет на российское программное обеспечение на 95%, а в следующем году завершит этот процесс, отметили в руководстве перевозчика. Речь здесь идет обо всех программах, регулирующих работу аэропорта и полеты самолетов. От сервисов, отслеживающих движение багажа, до платформ, на которых работают планшеты в спинках кресел в пассажирских лайнерах. Переход на российские разработки не должен пугать и не должен выглядеть откровением — на самом деле, авиаперевозчики ведут эту работу с 2022 года, говорит главред портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Начался он не вчера, a буквально сразу в первые же месяцы после введения санкций в отношении гражданской авиации в 2022 году. Нам грозило полное отключение. Ну это примерно как банковская сфера: если отключат компьютеры, то мы просто никуда не улетим, и самолеты никуда не полетят. В большинстве своем российские и авиакомпании, и аэропорты перешли на отечественные программные продукты. Ну, например, когда мы переходили с западных систем бронирования авиабилетов на отечественные, то мы, по сути, не увидели ни одного сбоя, ни у одной авиакомпании. Те программные продукты, которыми пользуются наши авиакомпании уже отечественные, по отзывам самих авиакомпаний, они практически ничем по функциональности, по надежности, по другим свойствам не уступают тем западным, которыми они еще вчера пользовались. Просто они их не знали, они даже не знали, что есть в России такие разработчики».

В следующем году «Аэрофлот» запустит программу по автоматизированному управлению доходами с использованием ИИ. «Для пассажиров будет возможность выбора билетов по оптимальной стоимости, пояснил Александровский. Также перевозчик начнет внедрение программы «Купол», которая заменит старую программу поддержания летной годности. На подходе — еще один сервис по планированию полетов, он должен экономить до 5% топлива. Или 8 млрд рублей в год. Перейти на свое ПО — это не композитные крылья разработать и не свои комплектующие создать, говорит авиаэксперт и главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт и главред портала FrequentFlyers.ru «Свое ПО разработать гораздо проще и дешевле, чем комплектующие. И речь тут, конечно, не про авионику, потому что авионика это программно-аппаратный комплекс на самолете, и она использует софт из той страны, в которой она произведена. Российское программное обеспечение используется в отрасли очень давно и в самой отрасли, и в «Аэрофлоте», в частности. В основном это инфраструктурные решения для бронирования билетов, для управления флотом, то есть огромное количество софта, который нужен для работы авиакомпании. Что касается других стран, то понятно, что каждая страна не использует свой софт, в мире слишком много стран, но поставщиков в мире достаточно большое количество, между ними есть конкуренция. Как правило, используются стандартные API, то есть программные интерфейсы обмена данными между приложениями в каких-то утвержденных форматах. Либо есть, если у вас какой-то прям зоопарк софта, то используются самописные интерфейсы, там для конкретных каких-то случаев, то есть для того, чтобы подружить одно с другим».

На мировом рынке множество поставщиков ПО, привязок к странам как таковых нет. Так же, как в Германии ездят не только на Volkswagen и Mercedes, а в Италии не только на Fiat.

Поэтому все российские программы будут нормально стыковаться с иностранными. И в случае успешного применения нашего ПО его можно продавать перевозчикам из дружественных стран.