Войти в почту

Снова «англичанка гадит»: кто хочет большой войны на Ближнем Востоке

Эскалация военных действий на Ближнем Востоке грозит первым в истории обменом ракетными ударами между Ираном и Израилем. И если ситуацию не взять под контроль Совета Безопасности ООН, то очень скоро может случиться так, что «контролировать будет уже нечего». Об этом «Парламентской газете» заявил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, подводя политические итоги недели.

Снова «англичанка гадит»: кто хочет большой войны на Ближнем Востоке
© Парламентская газета

Британский «нос» и демарш Израиля в ООН

- Владимир Михайлович, 1 октября Иран совершил массированный ракетный удар по Израилю. Хотя граждане Израиля не пострадали, такое нападение в Тель-Авиве расценили как объявление войны. Чем может ответить Израиль на атаку Ирана и чем это грозит?

- Если начнется обмен ударами, чего между Израилем и Ираном еще не было, это станет крайне опасной тенденцией. Думаю, что завершиться это может очень плачевно, так как ресурсы у Ирана немалые и конфликт может быть затяжным и кровопролитным. Тегеран уже продемонстрировал, что обладает гиперзвуковыми ракетами и может их применять. Но даже несмотря на то, что израильская система противовоздушной обороны «Железный купол» была пробита иранскими ударами, Тель-Авив заявляет, что готов наносить удары в ответ. Это, конечно, очень плохо, в результате таких обстрелов может погибнуть много невинных людей и в конфликт могут быть втянуты другие страны.

Честно говоря, удивлен отсутствием реакции на происходящее от постоянных членов Совбеза ООН. Никто из них, кроме России, о своей позиции о необходимости прекращения огня, не заявил. Между тем ситуацию пока что можно взять под контроль. И чем раньше будет проведено заседание Совбеза с конкретными решениями в отношении ирано-израильского конфликта, тем лучше. Замечу, что действия нынешних правителей во главе с премьером Нетаньяху настраивают против государства Израиль многие страны. И я бы предостерег от того, чтобы ассоциировать нынешнее правительство Израиля и подчиненную ему армию со всеми гражданами страны и даже со всем ее политическим классом. У Нетаньяху, похоже, одна дорога — война во чтобы то ни стало. Других политиков и простых людей Израиля такой путь мало устраивает.

- Глава МИД Израиля объявил на этой неделе генсека ООН Гутерриша персоной нон-грата и запретил ему въезд в страну за то, что тот не осудил атаку Ирана. Какой может быть реакция ООН на это заявление?

- Такое заявление, конечно, это полный беспредел. Не припомню, чтобы в истории ООН какая-то из стран заявляла что-то подобное: одно дело, когда персонами нон-грата объявляют отдельных комиссаров организации, но чтобы это заявляли в отношении генсека ООН — такого, по-моему, не было. Это что-то из области дипломатической фантастики. Думаю, что и Генассамблея ООН, и Совбез организации однозначно осудят такой демарш Израиля.

 

- Глава МИД Ливана Абдалла Бу Хабиб заявил, что генсек ливанского движения «Хезболла» Хасан Насралла незадолго до своей гибели 27 сентября согласился на прекращение огня с Израилем. Но именно его смерть стала одной из причин нанесения массированного ракетного удара по Израилю. Какие страны могут быть заинтересованы в развязывании полномасштабной войны на Ближнем Востоке?

- На мой взгляд, главный внешний заинтересант здесь — это Британия. Именно Лондон заварил всю кашу на Ближнем Востоке еще сто лет назад, подогревая скандалы, провокации, диверсии с кровавыми последствиями. С тех пор везде, где побывали англичане, идет тайная война. И хотя в контексте действий правительства Израиля британского носа не видно, это однозначно их почерк — втянуть как можно больше стран в этот конфликт, создав для многих государств экономические проблемы из-за коллапса торговых и транспортных путей на Ближнем Востоке, а самим отсидеться в стороне, надеясь на поставки из США, чтобы после взять под свое влияние ближневосточный регион и крайне ослабленную Европу.

Замечу, что Вашингтону обострение на Ближнем Востоке не нужно, у американцев и так проблем хватает, плюс на носу выборы президента. Но Нетаньяху всячески демонстрирует свое неподчинение США. На этом фоне отмечу, сколь достойно ведет себя российская дипломатия: мы не скатываемся на позиции обвинений только одной стороны конфликта, хотя симпатии нашей страны в данном случае находятся на стороне Ирана, который Тель-Авив настойчиво провоцирует на военный ответ.

Хамить России нельзя

- На фоне кризиса на Ближнем Востоке и эскалации на юге Ливана состоялись переговоры премьер-министра Михаила Мишустина с президентом Ирана Масудом Пезешкианом. Какие решения могут быть приняты во время визита иранского главы на саммит БРИКС в октябре?

- Мы можем предполагать, что между Россией и Ираном будет подписан договор о всеобъемлющем сотрудничестве — такой же, который был ранее в этом году подписан между нашей страной и Вьетнамом. Этот договор уже готовился, но его заключение притормозилось из-за трагической гибели президента Ирана Раиси. А это очень мощное соглашение, с огромным потенциалом. Сегодня Иран — это сильное государство с 70-миллионным населением, которое может за себя постоять в военном плане и способно проводить самостоятельную политику. Думаю, помимо большого всеобъемлющего договора, наши страны могут заключить и ряд сопутствующих соглашений, которые несут для обеих сторон серьезную экономическую выгоду.

 - ФСБ задержала в Калининграде сотрудников украинской военной разведки, которые попытались проникнуть в Россию с территории Литвы. По словам одного из задержанных, он осуществлял фото- и видеосъемку средств охраны государственной границы РФ. Насколько велика вероятность военных провокаций на калининградском направлении?

- На мой взгляд, она неуклонно растет. Знаете, создается впечатление, что Литва до сих пор ощущает себя Великим княжеством Литовским, то есть достаточно мощным гособразованием. Но на самом деле страна из себя на сегодня практически ничего не представляет. А амбиции у Вильнюса такие, как у мировой державы, — как-то по-другому объяснить постоянный шантаж России блокадой Калининграда очень сложно. Почему-то власти стран Прибалтики считают, что в случае конфликта за них вступятся страны НАТО во главе с США. Могу с уверенностью сказать: этого не будет. А вот Россия при необходимости предпримет самые решительные меры для того, чтобы калининградская земля не чувствовала себя оторванной от большой Родины. И это закончится очень печально для Литвы, Латвии и Эстонии. Пора уяснить, что хамить России на государственном уровне нельзя.

Белый флаг для Киева

- В зоне СВО российские военные взяли один из важнейших стратегических укрепрайонов киевского режима — город Угледар на южнодонецком направлении. Главком ВСУ Сырский уже отдал приказ укреплять оборону на востоке. Как думаете, что может предпринять киевский режим в ближайшее время после потери Угледара?

- Советовать ничего им не хочется. Но самое лучшее, на мой взгляд, для них — запросить мира и переговоров на российских условиях. Потому что ближайшее будущее Украины как государства выглядит очень печально.

- Как взятие Угледара скажется на ходе СВО?

- Это важно не только с точки зрения военно-стратегической, это еще и удар по моральному духу всех, кто воюет за ВСУ. Как я понимаю, одна из главных наших целей на данном направлении также является взятие Покровска, или, если пользоваться нашим названием, Красноармейска. Это крупнейший логистический центр, и его освобождение даст нам очень серьезные преимущества. И это освобождение, считаю, уже не за горами.