об обещании Рютте однажды принять Украину в НАТО

«Обещание скорого, очень скорого членства в НАТО — это морковка, приманка, размахивая которой перед носом Киева Запад побуждает его продолжать вооружённое противостояние с Россией. Если бы этой морковки не было, то конфликт на Украине мог бы закончиться уже давно. Но вот зачем это НАТО?»

Новый генеральный секретарь НАТО, бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте прибыл с визитом в Киев и тут же повторил любимую мантру своего предшественника Йенса Столтенберга, да и всех прочих лидеров западного мира: «Я думаю, что наступит день, когда Украина станет полноправным членом НАТО. Я хочу добавить, что если кто-то думает по-другому, то в этом вопросе у России нет права голоса и нет права вето».

Итак, новый генсек НАТО думает, что у Москвы нет «ни права голоса, ни права вето» в вопросе о членстве Украины в том альянсе, чьим первым лицом он формально является.

Но вот на основании чего он так думает? Если на основании, скажем, Устава Североатлантического альянса, то тогда подобную позицию Рютте можно считать, скажем так, объяснимой. Среди 14 статей этого документа нет ни одной, которая бы давала России юридическое право что-то там заветировать. Но кроме Устава НАТО (а также любых других программных документов коллективного Запада), есть ещё такие понятия, как «стратегические реалии» и «ситуация на земле». И являются эти понятия гораздо более сильными и важными, чем любые бумаженции.

И вот что прямо из этого вытекает: у России есть право голоса в вопросе о членстве Украины в НАТО. И она этим правом голоса активно пользуется, проводя СВО. Потому что граничащее с нами государство находится в сфере наших интересов — Россия и Украина несколько веков развивались в едином общероссийском экономическом пространстве. И не допустить того, чтобы Запад прибрал к своим антироссийским рукам государство, имеющее границу с нами, — это уж точно наше дело.

Впрочем, что и кому я рассказываю-доказываю? В отличие, скажем, от будущего сменщика Жозепа Борреля на посту главного дипломата ЕС мадам Каллас, чей «значимый» внешнеполитический опыт может, фигурально выражаясь, уместиться в напёрсток, Марк Рютте — это не просто опытный, а очень опытный политик. В его политическом багаже 14 лет на посту премьер-министра Нидерландов, богатый опыт прямого общения с российскими лидерами и достаточно неплохое понимание, что такое Россия.

Приведу цитату Рютте 13-летней давности. Москва, Кремль, 20 октября 2011 года. Премьер-министр Нидерландов на совместной пресс-конференции с тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым после переговоров делегаций двух стран: «Россия не только крупная страна, но и та страна, которой есть чем гордиться. Россия также играет весомую и конструктивную роль на международной арене».

Это было сказано нынешним генсеком НАТО в прошлой жизни и поэтому больше не считается? В каком-то смысле да. В современной реальности заявить о конструктивной роли России на международной арене Марк Рютте может разве что под пытками. Но вот рискнёт ли он отрицать, что её роль остаётся весомой или даже сверхвесомой?

Впрочем, в публичном пространстве — особенно в публичном пространстве официального Киева — гражданский функционер может говорить всё что угодно.

Он может, например, разглагольствовать, что в результате масштабной западной помощи ВСУ становятся «всё больше совместимыми с НАТО» и «это повышает готовность Украины вступить в альянс». Но между тем, что политики говорят на публике, и тем, что они говорят, находясь в неофициальной обстановке, часто лежит дистанция огромного размера.

Бывший и будущий министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский декларирует свою парадную позицию в октябре 2023 года: «Функционально Украина уже в НАТО». Действующий министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский выбалтывает, что он думает на самом деле, в разговоре с поддельным Петром Порошенко в лице наших пранкеров Вована и Лексуса, сентябрь 2024 года: «Позиция НАТО несколько лицемерна. НАТО говорит: «Вы можете стать членом НАТО, только выиграйте войну». А вам это уже не нужно. Я думаю, что некоторые из наших западноевропейских друзей используют идею вступления Украины в НАТО в качестве разменной монеты с Россией, что, знаете ли, не так уж и плохо: уйдите с Украины — и тогда мы обещаем, что Украина не будет в НАТО».

«Позиция НАТО несколько лицемерна» — только «несколько», уважаемый пан Сикорский? Позиция НАТО по отношению к Украине лицемерна если не на 100%, то уж точно на 99%. И Марк Рютте прекрасно об этом знает — не может не знать.

Но такова специфика той его новой должности, которую он согласился занять, сначала пообещав публике, что после ухода с поста премьер-министра он намерен заниматься преподаванием в средней школе.

Хорошо развитая способность к лицемерию является одним из главных обязательных навыков для обладателя поста генерального секретаря НАТО. Запад втирает Киеву (простите мне это жаргонное словечко, но оно гораздо лучше отражает действительность, чем любое выражение из официального дипломатического лексикона), что членство в НАТО у него уже, считай, в кармане, не потому, что хочет подсластить пилюлю или боится огорчить украинцев. Обещание скорого, очень скорого членства в НАТО — это морковка, приманка, размахивая которой перед носом Киева Запад побуждает его продолжать вооружённое противостояние с Россией.

Если бы этой морковки не было, то конфликт на Украине мог бы закончиться уже давно. Но вот зачем это НАТО?

Затем, что цель НАТО, как неоднократно признавались различные лидеры стран альянса, — это не мир в Европе, а «стратегическое поражение» России, её максимальное ослабление. Поэтому-то мы и видим то, что видим: генсек у НАТО новый, а вот мантра у него старая.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.