Массовых отказов от туров на Ближний Восток пока нет

Первого октября Армия обороны Израиля сообщила о массовом запуске ракет из Ирана. Премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил, что Иран совершил большую ошибку, а постпред страны при ООН пообещал болезненный ответ. На фоне конфликта Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям воздержаться от полетов в Израиль, Иран и Ирак. СМИ сообщают о массовых переносах рейсов. Как сложилась ситуация с перелетами на популярные направления Ближнего Востока и что необходимо для возврата денег за тур — в материале «Парламентской газеты».

Массовых отказов от туров на Ближний Восток пока нет
© Парламентская газета

Безопасно облететь

Вечером 1 октября Росавиация опубликовала сообщение с рекомендациями для авиакомпаний воздержаться от полетов в Израиль, Иран и Ирак — «до особого распоряжения». Рекомендации связаны с «угрозой безопасности полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве этих государств». Проанализировав обстановку на Ближнем Востоке, 2 октября ведомство рекомендовало выполнять перелеты с 15:30 до 19:00.

Авиакомпании к предостережению прислушались. Так, 2 октября «Аэрофлот» отменил рейс SU524/525 МоскваДубай — Москва. Пассажиры должны были лететь на среднемагистральном самолете. Билеты перебронировали на ближайший рейс на дальнемагистральном лайнере, который позволит лететь в обход воздушного пространства Ирана.

Пока в Ассоциации туроператоров России не видят аномального количества обращений по поводу аннуляции туров на Ближний Восток, сказал «Парламентской газете» вице-президент АТОР Артур Мурадян. Иностранные перевозчики по Ближнему Востоку выполняют все рейсы по расписанию, включая использование воздушного пространства Ирана. А российские перевозчики действительно задерживали рейсы или облетали опасные территории. Задержи связаны с тем, что на облет столь больших зон риска нужно дополнительное топливо, которое изначально не было предусмотрено, отметил Мурадян: «Я думаю, в ближайший день авиакомпании вернутся в расписание».

Рекомендации Росавиации — это не прямой запрет на перелеты. Перевозчики пока перестраховываются, объяснил эксперт. Тем более что рейсы на ближневосточные направления не отменяют, лишь увеличивают время в полете на час-полтора.

Прогноз на будущее

Очень многое зависит от того, будет ли эскалация и ответ со стороны Израиля, сказал Мурадян: «Для российских перевозчиков воздушное пространство Ирана очень важно. Это не только ворота на Ближний Восток по наиболее кратчайшему пути, но и на острова Индийского океана». Например, 2 октября самолету одной из авиакомпаний, который вез пассажиров на Сейшелы, пришлось долететь до границы между Пакистаном и Афганистаном.

При этом, заявил Мурадян, Израиль для России перестал быть туристическим направлением. Еще в октябре 2023 года туроператорам запретили продавать туры в Израиль и Иорданию. С тех пор нет и организованных путешествий. Но авиакомпании выполняют прямые рейсы в эти страны, и немало россиян летают туда как самостоятельные туристы.

Вернуть деньги

Если люди бронировали жилье и билеты самостоятельно, за возвратом денег нужно обращаться отдельно к каждому из поставщиков, то есть к отелю и авиакомпании.

Перевозчик обязан исполнить свои обязательства по перелету или вернуть средства в полном объеме. Если рейс отменен или задержан, путешественника должны отправить альтернативными маршрутами, сказал Мурадян, при этом человек может отказаться от перевозки и попросить возврат.

Если же путешественник купил комплексный тур с проживанием и дорогой, а затем передумал ехать на отдых, нужно обратиться к туроператору. В заявлении о расторжении договора необходимо указать причину, по которой турист в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора.

Если человек сочтет, что его права при возврате средств нарушены, он вправе обратиться в суд.