Реализация проекта "CASA-1000" близится к завершению

Международный проект, который позволит Кыргызстану и Таджикистану экспортировать излишки энергии в летний период, близится к завершению. Об этом заявил министр энергетики КР Таалайбек Ибраев. По его словам, в перспективе республика сможет ежегодно продавать в страны Южной Азии около полумиллиарда киловатт-часов значительно дороже, чем электричество реализуется внутри страны.

Реализация проекта "CASA-1000" близится к завершению
© Российская Газета

Первый у финиша

Проект CASA-1000 был официально запущен весной 2016 года властями четырех стран. Две из них - постсоветские Кыргызстан и Таджикистан, на территории которых берут начало главные реки Центральной Азии. Проект призван превратить их в своего рода региональные энергодержавы, Два других участника - Афганистан и Пакистан, куда намерены поставлять электричество северные страны.

Создание межгосударственной энергосети, аналогов которой в регионе нет, обходится ее участникам в колоссальную по местным меркам сумму - около 1,2 миллиарда долларов. Деньги на проект взяты в основном в кредит - у международных финансовых институтов. Долг заемщики предполагают вернуть на средства, полученные от экспорта электроэнергии. Ее стоимость в Пакистане, который Кыргызстан и Таджикистан рассматривают как основного покупателя, кратно выше, чем непосредственно в Центральной Азии. Так, Кыргызстан, к примеру, предполагает окупить затраты в течение 15 лет.

Несмотря на заманчивые, на первый взгляд, перспективы, некоторое время казалось, что проект превращается в классический долгострой. Однако в августе стороны, наконец, обозначили сроки его завершения. Сдать уникальный объект в эксплуатацию намерены в течение ближайших двух лет. Если, конечно, все участники CASA-1000 успеют выполнить возложенные на них задачи к обозначенному сроку.

- Мы надеемся запустить CASA-1000 в начале 2026 года, - заявил министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Далер Джума. На эту дату, по его словам, он ориентируется по результатам интенсивных переговоров стран-участниц проекта и партнеров по развитию, в первую очередь Всемирного банка.

Первым к финишной черте затяжного марафона пришел Таджикистан (РТ), которому в международном проекте отведена роль скрепляющего звена. На его территории располагаются генерирующие станции, а через РТ проходит ЛЭП с сопутствующей инфраструктурой, которая соединит систему с Кыргызстаном. О завершении работ в рамках CASA-1000 официальный Душанбе отчитался еще в июле. За прошедшее время в РТ успели подготовить три преобразовательные подстанции и протянуть около 250 километров новой линии электропередачи, которая соединила кыргызский и афганский участки.

Темпы, с которыми взялся за реализацию проекта Таджикистан, объясняются его желанием выйти на крупный рынок электроэнергии в Южной Азии. В правительстве РТ полагают, что республика может стать ведущим экспортером экологически чистой электроэнергии в регионе и в течение нескольких лет достичь объемов поставок до 10 миллиардов киловатт-часов в год.

Дышим в спину

Вторым, как ожидается, работы на своей территории завершит Кыргызстан. Полностью закончено строительство специальной ячейки на подстанции "Датка". Обновлены и модернизированы еще несколько объектов, призванных обеспечить стабильную и устойчивую работу объединенного энергокомплекса. Местные энергетики тянут последние километры высоковольтной линии, которая соединит энергосистему КР с РТ. Эта ЛЭП почти в два раза длиннее таджикского участка. Ее протяженность составляет свыше 450 километров.

КР и Таджикистан уже обсудили вопросы тестирования инфраструктуры созданной ими высоковольтной межрегиональной линии электропередачи. В ближайшее время будут проведены испытания воздушных линий, трансформаторов и подстанций между двумя странами. "После тщательного тестирования и исправления ошибок состоится полноценный запуск", - заявили в энергетическом ведомстве КР.

Объемы, которые на данный момент Кыргызстан готов поставлять в Южную Азию, конечно же, значительно скромнее, чем у Таджикистана. Речь идет о 500 миллионах киловатт-часов так называемой излишней энергии, которую вырабатывают местные ГЭС в ирригационный период. Или, если точнее, с мая по сентябрь, когда республика спускает воду, накопленную в своих гидроузлах, Казахстану и Узбекистану.

Впрочем, участвуя в CASA-1000, Кыргызстан попутно смог решить для себя несколько других задач. В рамках проекта республика занялась модернизацией сопутствующей инфраструктуры и одновременно обновила энергетическую систему в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях. По данным минэнерго КР, кампания охватила около 80 населенных пунктов, включая города Кызыл-Кыя и Кадамжай.

Темные времена

К концу 2024 года завершатся строительные работы по проекту на территории Пакистана. Речь идет о создании ЛЭП протяженностью чуть более сотни километров и двух подстанций. Официальный Исламабад считает свое участие в проекте не просто выгодным, но и крайне важным для развития, поскольку с начала 2000-х годов испытывает огромный дефицит электроэнергии.

По данным экспертов, в течение последних лет потребление электричества в этой стране выросло в полтора раза. Причем спрос на энергию стал значительно выше в связи с индустриализацией и ростом городского населения. Решить проблему энергодефицита в стране, однако, пока не удалось. В последние несколько лет в исламской республике происходят масштабные блэкауты, в результате которых обесточиваются крупные города, включая столицу, и целые провинции. По этой причине в отдельных районах исламской республики нередко прибегают к отключениям света, чтобы хотя бы частично снизить нагрузку на энергосистему.

Как отмечают аналитики международных финансовых институтов, перебои в энергоснабжении наносят огромный ущерб развитию южноазиатской страны. И дело не только в бытовых неудобствах. Убытки лишь ее текстильной отрасли оцениваются примерно в 70 миллионов долларов ежегодно. Ситуацию усугубляет и то, что Пакистан испытывает огромную зависимость от импорта ископаемого топлива. В связи с этим CASA-1000 рассматривается Исламабадом едва ли не как стратегически важный проект. Но судьба энергокоридора, увы, зависит не от его воли.

Нашла CASA на...

Будущее субрегионального энергокоридора решается на территории, лежащей северней Пакистана. Речь идет об Афганистане, по земле которого должен пройти самый протяженный - около 575 километров - участок международной линии электропередачи. Но так или иначе именно из-за него проект долгое время пребывал в подвешенном состоянии.

Афганистан приступил к работам в рамках CASA-1000 одним из первых, но в 2021 году проект на его территории был приостановлен в связи с обострением обстановки и приходом к власти движения "Талибан" (в РФ оно запрещено). К тому моменту строители успели установить около 18 процентов опор будущей ЛЭП.

Вынужденная пауза затянулась на два года, несмотря на то, что даже после смены политического режима Афганистан выражал заинтересованность в реализации энергопроектов с его участием. Время, как оказалось, потребовалось участникам проекта для сверки часов и признания новых реалий. Часть соседей, включая Кыргызстан, установили контакты с властями этой страны и попытались перезагрузить отношения. Официальный Бишкек направлял в Афганистан гуманитарную помощь, затем устами главы правительства КР Акылбека Жапарова заявил о заинтересованности в развитии экономических отношений, а буквально на днях сделал широкий жест, исключив "Талибан" из списка запрещенных организаций.

- Решение направлено на укрепление региональной стабильности и поддержание диалога, - пояснили в МИД КР. - Кыргызская Республика остается приверженной поддержанию усилий международного сообщества, направленных на обеспечение стабильной и мирной обстановки в Афганистане и регионе в целом.

Тенденции к потеплению не могли не оказать соответствующего влияния и на перспективный проект. В итоге представители четырех стран и Всемирного банка, выступающего основным международным фининститутом, вовлеченным в реализацию CASA-1000, официально договорились о возобновлении работ над созданием энергокоридора. Источники в Кыргызстане и Таджикистане полагают, что афганская сторона сможет завершить строительство необходимой инфраструктуры до конца следующего года.