Войти в почту

Что Ватикан может предложить миру

18 сентября государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин посетил Сербию, где обсудил с руководством страны ситуацию в Косове. Наряду с этим Святой престол стремится играть все более заметную роль в завершении украинского конфликта. О кризисе, с которым сталкивается Римско-католическая церковь, перспективах отношений Ватикана с Русской православной церковью (РПЦ), а также о подходах папы Франциска к ситуации на Украине «Парламентской газете» рассказал депутат Народной скупщины Сербии (парламента) и председатель группы парламентской дружбы с Ватиканом Йован Палалич.

Что Ватикан может предложить миру
© Парламентская газета

- Господин Палалич, в последнее время эксперты обращают все большее внимание на кризис, с которым сталкивается католическая церковь, теряющая паству из-за принятия и продвижения некоторых чуждых ей либеральных ценностей. Насколько в действительности серьезной является эта ситуация и как на нее реагирует папа Франциск?

- Внутри католической церкви всегда существовали различные подходы к реагированию на вызовы времени. В этой связи термином кризис можно охарактеризовать динамичное столкновение различных точек зрения. Очень условно их можно разделить на консервативные и либеральные. Католическая церковь, прежде всего на Западе, столкнулась с крайне секулярным обществом и агрессивным продвижением полностью чуждых ей ценностей. Представители политической, экономической, медиа и культурной элиты этой части земли формируют общественное мнение, пытаясь создать человека, являющегося абсолютной противоположностью тому, каким его видит христианское учение.

В этих условиях встал вопрос, как сохранить связь этих людей с Церковью. Внутри католической церкви звучат мнения о необходимости приспосабливаться к действительности путем альтернативного толкования христианских догм. В то же время сторонники консервативных мер считают, что единственной реакцией на вызовы времени может быть твердое следование устоявшимся канонам Церкви и противостояние агрессивным нападкам на человеческую природу. В этих условиях папа Франциск пытается найти компромиссные решения для сохранения единства в Синоде. Это не легко и не всегда находит понимание. Было бы интересно изучить, что является первопричиной отдаления верующих от Церкви на Западе, где преобладают крайне агрессивные идеологии: недостаточное или чрезмерное приспособление Церкви к реальности.

- Расскажите подробнее о целях визита кардинала Паролина в Сербию?

- Этот визит имел как церковную, так и политико-дипломатическую составляющую. Кардинал участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных столетию основания Белградской архиепархии, встречался Белградским архиепископом Ладиславом Неметом и Сербским патриархом Порфирием. Кроме того, представитель Святого престола провел переговоры с государственным руководством страны. В частности, обсудил с президентом Сербии Александром Вучичем тяжелое положение сербов в Косове и позицию Ватикана по косовскому урегулированию.

- Как бы вы охарактеризовали текущий уровень отношении Белграда и Ватикана?

- Наши отношения характеризуются открытостью к диалогу и стремлением лучше понять интересы друг друга. Папа Франциск через своего представителя в очередной раз донес до сербского руководства позицию о непризнании независимости Косова. Крайне важным для нас является решение папы римского остановить процедуру канонизации хорватского кардинала Алоизия Степинца из-за его роли в преступлениях против сербов во время Второй мировой войны. Сербия представила Ватикану свои интересы на Балканах, прежде всего по защите соотечественников в странах бывшей Югославии. В данный момент наш приоритет — остановить гонения на сербов в Косове и предотвратить нападения на храмы Сербской православной церкви (СПЦ).

Поэтому все мы в ходе визита Паролина в Белград просили его задействовать свои дипломатические возможности, для того чтобы указать мировому сообществу на недопустимое поведение Приштины, которая провоцирует исход сербского народа с территории, на которой он проживает уже более тысячи лет.

- Только в течение текущего года вы трижды встречались со вторым лицом Ватикана. Одной из важных тем ваших бесед с кардиналом Паролином была ситуация на Украине.

- Действительно. Когда речь идет о политике Ватикана в отношении конфликта на Украине, то она имеет несколько измерений. Одно из них заключается в продвижении новой глобальной политики папы Франциска, другое — в стремлении сохранить отношения и сотрудничество с православным миром и прежде всего с РПЦ как самым важным партнером в формулировании общехристианских ответов на мировые вызовы. Третий аспект представляет собой общеизвестные интересы католической церкви на Украине. Все это тесно переплетено между собой. Не стоит забывать, что Франциск не европеец, ему не близки европейские вековые церковные споры и конфликты. В этом смысле ему чужд европоцентричный подход при выстраивании политики в отношении православия и России. Папа и его окружение видят Россию и русский народ частью Европы, ее христианской культуры и традиций не только в прошлом, но и в будущем.

Христианское обновление Европы невозможно без сотрудничества православной и католической церкви. Православная церковь сталкивается со множеством проблем, которые сейчас наиболее остро проявляются в действиях Вселенского патриарха Варфоломея на Украине, подрывающих каноническое единство Церкви. Не следует забывать, что папа Франциск подписал договор с патриархом Кириллом, а не Варфоломеем, что прямо указывает на то, где находится главный фокус Ватикана, когда речь идет о православии.

- Какую роль мог бы сыграть Святой престол в урегулировании украинского конфликта?

- Ватикан считает возможным внести религиозный и гуманитарный аспекты в будущие мирные переговоры по Украине, которыми другие потенциальные медиаторы неоправданно пренебрегают. Ведь, если посмотреть на природу украинской проблемы, ясно видно намерение полного устранения РПЦ с территории Украины. Без решения вопросов правового статуса церквей, права собственности над храмами и религиозной свободы, прежде всего русскоязычного населения, достижение устойчивого мира представляется невозможным. Этим аспектам Ватикан придает особое внимание в своих мирных планах. Не следует забывать, что во время своего июльского визита в Киев кардинал Паролин указал на необходимость коррекции мирного плана президента Украины Владимира Зеленского, который должен соответствовать реальному положению дел в зоне конфликта.

Это означает, что Ватикан осознает произошедшие перемены, которые не могут остаться без внимания при планировании серьезных переговоров. Их позиция о возможности достижения справедливого мира может включать в себя множество компромиссов. Зная об их важных контактах и связях с западными центрами силы, мне кажется, что, учитывая открытость в отношении Москвы, возможный вклад Ватикана в переговоры необходимо рассматривать всерьез. Влияние Ватикана на католических лидеров, а также на Фанар могут стать очень важными в поиске компромиссов по всем ключевым вопросам.

- На встрече Сербского патриарха Порфирия с кардиналом Паролином была затронута тема гонений на православных верующих на Украине. При этом реакция папы римского на принятие Киевом закона, запрещающего каноническую православную церковь, была достаточно мягкой. Ожидаете ли вы более решительные шаги Ватикана по защите православных верующих на Украине?

- СПЦ и патриарх Порфирий изначально заняли жесткую позицию относительно недопустимости принятия скандального и антицивилизационного закона, запрещающего деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата на территории Украины. Скандальным является тот факт, что власти страны по политическим мотивам запрещают Церковь, которая существует на этой территории более тысячи лет. И я как депутат сербского парламента неоднократно заявлял об этом в наших и иностранных СМИ.

Что касается позиции Ватикана и папы Франциска, то она была предельно ясной. Я бы не назвал ее мягкой и неконкретной. Заявление «не трогайте Церковь», а также осуждение лишения кого-либо права молиться и быть частью Церкви ясно квалифицирует действия Киева. Насколько мне известно, эта позиция папы была очень холодно встречена на Украине. Что касается прямого упоминания того или иного правительства, нужно понимать, что это в принципе не характерно для их дипломатии. У них есть официальная позиция в связи с событиями на Украине. Они не осудили Россию и российское руководство.

Ватикан в отличие от большинства западных стран имеет более широкий горизонт планирования и руководствуется реальным положением вещей в своих анализах и оценках мировых процессов. Святой престол стремится представить себя в качестве надежного посредника в возможных будущих мирных переговорах и сохранить открытыми для себя все двери. Церковный аспект дипломатии способствует созданию атмосферы доверия и может стать важным фактором при организации реальных мирных переговоров.