Президент Чехии подбодрил Киев ударом в спину
Киев должен признать, что некоторые территории могут остаться под контролем России на годы, заявил президент Чехии Петр Павел. Этот сценарий он назвал «наиболее вероятным исходом».
Павел также призвал власти в Киеве «реалистично оценивать» перспективы возвращения территорий, отметив, что в мире растет усталость от конфликта. Но Зеленский продолжает упорно держаться за тезис о «границах 1991 года».
На Западе уже всё поняли? Наступила стадия «принятия»? Будут давить на Киев, чтобы тот согласился на «заморозку»?
— Нельзя оторвать слова Павла от того, что воинствующее русофобское правительство Чехии на днях проиграло вторые подряд выборы в этом году, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Вадим Трухачев.
— Павел — человек системы, а не идеологизированный русофоб, в отличие от премьера Фиалы. К тому же он - человек военный, лучше других европейских политиков понимающий, что происходит на фронте. Скорее, это похоже на зондирование общественного мнения в Европе, его подготовку к неизбежным уступкам.
«СП»: Вообще-то, начиная с 2014-го мы регулярно получали разные скрытые намеки Запада о готовности признать Крым в том или ином переходном статусе. Но потом всё сводилось к необходимости возврата к границам 1991 года. То есть стадия «принятие» приходит долго и мучительно и может продлиться еще лет 10?
— Стадия «принятие» зависит от двух вещей. Первая — от успехов России на фронте. Вторая - от способности Запада помогать Украине. Чехия и лично Павел стали координаторами этой помощи. Страна к тому же приняла больше всех украинских беженцев на душу населения... Так что вопрос об издержках стоит. Но пока положение вещей на фронте Запад более-менее устраивает.
«СП»: По словам Павла, западные страны не признают новые границы. Как это понимать? Признают де-факто, но не де-юре. А как это будет выглядеть?
— А как США и Британия в прежние времена не признавали вхождения Прибалтики в состав СССР? Так и ЕС с НАТО не признают вхождения Крыма и Донбасса в Россию. Не признают, но смирятся. Но оговорю — только Крыма и Донбасса. Херсонщина, Запорожье и кусок Харьковщины, с их точки зрения, должны вернуться на Украину.
«СП»: По мнению чешского президента, ее в таком виде можно принять в НАТО. Серьезно? Но это же не ЕС. В НАТО нельзя принимать государство, которое претендует на какую-то неконтролируемую им территорию. Или это попытка подсластить пилюлю для Зеленского, и все понимают, что Украину не примут ни в каком виде?
— На принцип территориальной целостности плюнули ещё в 2004 году, когда в НАТО взяли не имевших признанных границ Латвию, Эстонию и Словению. Потом ещё Хорватию. Если целесообразность диктует — значит, отступят от своих принципов.
Но воюющую страну никто в НАТО не возьмёт. Потому слова Павла - подбадривание Украины и далее воевать с Россией. Чтобы у ВСУ была цель, за что бороться.
«СП»: Павел не уточнил, о каких территориях идет речь. Итак, что они готовы «признать» хотя бы временно и неофициально? Только Крым и Донбасс? Всю Таврию? Для них принципиально остановить конфликт на нынешней ЛБС или они готовы уступить еще ради перспектив спасения Украины?
— Только Крым и Донбасс. Он не уточнил, но другие западные политики называли исключительно их. Только их они готовы уступить. Больше ничего. Бердянск им нужен как база на Азовском море.
«СП»: Насколько важно для Запада сохранение Украины как таковой? Готовы ли они будут когда-либо принять факт ее исчезновения как государства? У стран Европы (Восточной и Западной) и США тут полное единодушие?
— Важно. Тут единодушие полное. Им нужен контролируемый буфер против России. Усиления нашей страны они боятся больше всего на свете - больше Китая, больше исламистов, больше нашествия инопланетян...
— Здесь надо вспомнить, кем был Пётр Павел до избрания президентом Чешской Республики, — говорит крымский журналист Сергей Кулик. — Это отставной генерал, получивший военное образование во времена ЧССР. Еще десять лет назад он возглавлял чешский Генеральный штаб, затем стал председателем Военного комитета НАТО. То есть, это кадровый офицкр, который в своём деле, как говорится, «собаку съел». В отличие, например, от сугубо штатских, но воинственно гремящих доспехами главы германского МИД Анналены Бербок, верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля и его преемницы Каи Каллас.
Опытный штабист, которому как президенту и Верховному главнокомандующему вооружёнными силами страны ежедневно приносят доклады военной разведки и Управления по внешним связям и информации (аналог СВР), он знает объективную картину происходящего на Украине: в какой катастрофической ситуации сейчас находятся ВСУ, а также экономический и военный потенциал режима Зеленского. И, как реалист, понимает, что Киеву хоть на какое-то время нужна передышка, даже ценой территориальных уступок.
Но это не значит, что «ястреб» Павел вдруг превратился в «голубя мира». В случае гипотетического перемирия та же Чехия, как и прежде, будет накачивать Украину оружием, а ВСУ смогут зализать раны, восстановить свои сильно поредевшие ряды, перевооружиться — для нового вооруженного конфликта.
Есть еще одна причина, побуждающая чешского президента к подобным высказываниям. Она напрямую связана с внутренней политикой Чехии. Петр Павел прав, когда говорит, что в мире растет усталость от Украины. Устали от него и чехи, что видно на их электоральных предпочтениях.
Выборы президента страны состоялись в январе прошлого года. Тогда Петр Павел и его оппонент, экс-премьер Андрей Бабиш поначалу шли в ноздря в ноздрю, но во втором туре нынешней президент все же умудрился вырваться вперёд. Бабиш выдвигает лозунги прекращения военных поставок Украине, предлагает дипломатическое решение конфликта и проведение в Праге «саммита мира», положительно отозвался о недавних мирных инициативах премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и его поездках в Москву, Пекин и Киев.
В июне основанное Бабишем оппозиционное движение ANO («Акция недовольных граждан») стало в Чехии победителем выборов в Европарламент. А на минувшей неделе победило на местных выборах, получив почти 300 из 675 мест в советах 13 регионов Чешской Республики.
Это в полтора с лишним раза лучше предыдущего результата блока Андрея Бабиша. А ведь в будущем году в стране должны состояться парламентские выборы. И чешская верхушка не может не учитывать рост недовольства населения нынешней политикой Праги, в том числе по украинскому вопросу.
«СП»: По-вашему, в Европе есть силы, которые настроены на то, чтобы склонить Киев к компромиссу по территориям? Или это пока только личные мысли?
— И в Европе, и в НАТО. Я не думаю, что Петр Павел, имеющий давние тесные контакты с альянсом, несет отсебятину.
Военные, тем более генералы — люди дисциплинированные. Я полагаю, он вслух произнес то, о чем думают в определенных кругах Североатлантического блока, реалистично оценивающих ситуацию и моделирующих возможное развитие событий.
«СП»: Началась стадия «принятия»?
— Психологи уверяют, что принятие ситуации иногда происходит крайне сложно и не сразу, а скачками. В это время можно и проваливаться в депрессивное состояние, и снова быть жизнерадостным. Но успехи Вооруженных сил России в Донбассе явно ускорили этот процесс. Киевскому режиму и его кукловодам сейчас радоваться нечему. По оценкам самих украинских военнослужащих, они могут сдать Красноармейск (Покровск) уже через месяц-полтора. Это же утверждает и британская газета Financial Times.
А экс-боевик карательного батальона «Азов» *, участвовавший в АТО, бывший депутат Верховной рады Игорь Мосийчук заявил, что «потеря Покровска для Украины станет катастрофой». И назвал причины, почему он так считает. Во-первых, на Украине остановится вся металлургия, поскольку последний коксовый уголь добывается именно там. Во-вторых, армия России выйдет на административную границу Днепропетровской области, и артиллерия сможет наносить прямые удары по Павлограду — крупному промышленному центру и железнодорожному узлу, который логистически поддерживает Днепропетровск и Запорожье.
«СП»: С Крымом они давно смирились. А Донбасс? Его потерю Киевом они еще дольше не будут готовы признавать? Не говоря уже о Таврии и Харьковской, Николаевской и Одесской областях…
— А нам-то какое дело до этого? Они и Крым до сих пор не признают, но крымчане не расстраиваются из-за этого. Следует вспомнить, что США целую страну — Советский Союз — не признавали 16 лет, а югославские «братушки» — так те вообще только в 1940-м соизволили заметить, что существует такое огромное государство, как СССР. Времена меняются, а вместе с ними и геополитическая обстановка, и приоритеты. Рано или поздно все признают новые субъекты Федерации.
«СП»: Павел, кстати, не конкретизирует, о каких территориях речь. И то, в каком статусе он их видит. Что значит «останутся под контролем России на длительный срок» и «конец конфликта будет где-то посередине» для каждой из сторон?
— Это как раз и подтверждает мой тезис о том, что речь идёт не о мире, а о краткосрочной передышке. Чтобы подготовить Украину, да и самим пополнить арсеналы, обработать общественное мнение своих стран. Менее года назад немецкая Tagesspiegel цитировала германского министра обороны Бориса Писториуса, заявившего, что война с Россией начнется через пять-восемь лет. Вспомним его слова: «Я хочу разбудить наше общество». Этим все сказано.
* Украинское военизированное националистическое объединение полк (батальон) «Азов» решением Верховного суда РФ от 2 августа 2022 г. признано террористическим формированием, его деятельность на территории России запрещена.