В РПЦ надеются на уважение принципов свободы вероисповедания в Эстонии
МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Русская православная церковь надеется на то, что эстонские власти будут уважать нормы свободы вероисповедания, зафиксированные в законодательстве страны и в международно-правовых документах, а верующие Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) сохранят "выдержку и терпение" в ходе непростого диалога с властями. Сложившуюся ситуацию с ЭПЦ прокомментировал ТАСС советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов.
"На протяжении последних месяцев мы наблюдаем непрекращающиеся попытки вмешательства представителей эстонского государства в вопросы церковного устройства, причем в ходе ведущейся дискуссии со стороны правительства выдвигаются все новые и новые требования. <...> Пожелаем православным Эстонии выдержки и терпения в ходе этого непростого диалога. А властям страны - уважения основополагающих норм свободы вероисповедания, зафиксированных как в эстонском законодательстве, так и в международно-правовых документах, подписанных Эстонской Республикой", - сказал советник патриарха.
Он отметил, что МВД Эстонии изучает предложения, вынесенные Собором Эстонской православной церкви. Ранее ЭПЦ утвердила, в частности, новую редакцию устава этой церкви без упоминания Московского патриархата в названии (ЭПЦ вместо ЭПЦ МП), как это уже было зафиксировано в этом документе до 2002 года. Комментируя сложившуюся ситуацию с церковью в Эстонии, Балашов призвал дождаться "формулирования официальной государственной позиции".
6 мая Рийгикогу (парламент) Эстонии объявил Русскую православную церковь институтом, поддерживающим специальную военную операцию России на Украине. 16 мая глава МВД страны заявил, что рассчитывает на разрыв отношений между ЭПЦ и РПЦ и признание деятельности Московского патриархата "ересью" со стороны ЭПЦ МП. В свою очередь викарий Таллинской епархии ЭПЦ епископ Тартуский Даниил отмечал, что самоуправляемая Эстонская церковь не может выйти из-под юрисдикции РПЦ, поскольку у нее отсутствуют возможности функционировать независимо. Также, по его словам, власти не имеют полномочий вмешиваться в каноническую организацию церкви.