"Избежать унижения": как проваливается идея фон дер Ляйен о гендерном балансе

Надежды на гендерное равенство

"Избежать унижения": как проваливается идея фон дер Ляйен о гендерном балансе
© ТАСС

Второй срок на посту главы Еврокомиссии для Урсулы фон дер Ляйен начался 18 июля. За утверждение ее кандидатуры на эту должность на 2025–2029 годы проголосовал 401 из 720 депутатов ЕП.

Переизбранная глава ЕК пообещала к середине августа сформировать гендерно сбалансированную Еврокомиссию. В нее входят 27 еврокомиссаров — по одному от каждой страны ЕС. Фон дер Ляйен попросила государства представить в новую ЕК по два кандидата — мужчину и женщину.

"Я проведу интервью с кандидатами в середине августа и выберу лучших, которые разделяют приверженность Европе. Я буду стремиться обеспечить равное представительство мужчин и женщин за столом коллегии Еврокомиссии", — сказала она. 

Но ее просьба, очевидно, была проигнорирована большинством стран ЕС. Женщин на должности комиссаров ЕК к концу августа выдвинули лишь несколько стран, причем две кандидатуры уже были утверждены — это сама глава ЕК (от ФРГ) и шеф евродипломатии Кайя Каллас (от Эстонии). Кандидаток также представили Хорватия, Финляндия, Швеция, Испания, Португалия и Бельгия.

Как писала в конце августа Financial Times, 16 стран выдвинули своими кандидатами мужчин — пять из них сохранят свои посты в ЕК на второй срок. Правительствам, которые решили номинировать своих действующих еврокомиссаров повторно, разрешили не выдвигать второго кандидата. Это значит, что по меньшей мере 11 стран просто проигнорировали просьбу фон дер Ляйен, констатировала FT.

При наихудшем для главы ЕК сценарии в следующем составе комиссии, который, как ожидается, приступит к работе в декабре, женщин может быть всего 22–26%, включая саму фон дер Ляйен, что станет худшим показателем, чем в предыдущем составе, который приступил к работе в 2019 году с 44% женского представительства, отмечает The Guardian.

Такое поведение правительств стран Евросоюза демонстрирует "беспрецедентный уровень неуважения" к главе ЕК, пишет Handelsblatt. Фон дер Ляйен находится в безвыходной ситуации, сказал изданию политолог Альберто Алеманно.

Все боятся жертвовать авторитетом

Стратегия по обеспечению гендерного равенства — это отнюдь не нововведение текущего года. ЕС принял ее еще в 2020 году. В ней, в частности, был записан призыв обеспечить "гендерный баланс на уровне 50% на всех уровнях управления Европейской комиссии к концу 2024 года", что сейчас и пытается сделать фон дер Ляйен.

Но законодательных рычагов для исполнения этого плана у нее нет: европейское право не предусматривает обязательства для стран — членов ЕС выдвигать кандидата определенного пола. А поскольку должность комиссара ЕС крайне ценна и может быть частью сложных переговоров между правящими партиями или премьер-министрами и президентами, правительства едва ли стремятся отдавать предпочтения кандидатам, исходя из их гендерной принадлежности.

"Почему мы должны снова выдвигать женщину, когда идеальный кандидат — мужчина?" — приводит The Guardian слова одного из дипломатов ЕС.

Многие страны просто сдержанно напомнили, что законодательно на них не возложено никаких обязательств в этом вопросе. "С уважением и в соответствии с договорами мы приняли решение направить одно имя", — заявил в июне премьер-министр Ирландии Саймон Харрис, подтвердив свое намерение выдвинуть кандидатуру Майкла Макграта, который в то время занимал пост министра финансов.

На фоне того, как правительства европейских стран уклоняются от поддержки идеи фон дер Ляйен, председатель комитета Европарламента по гендерному равенству Лина Гальвес призвала главу ЕК продолжить настаивать на выдвижении кандидатур женщин. "Мы никогда ничего не добьемся, не раздвигая границ, не оказывая давления. Особенно сейчас, когда антигендерные движения являются ядром фашистских и антидемократических движений... Мы не можем показать, что наша приверженность гендерному равенству слаба", — сказала она The Guardian.

И судя по всему, фон дер Ляйен прислушалась к такой позиции. Как пишет Politico со ссылкой на европейских чиновников, глава ЕК на самом деле начала давить на страны ЕС в этом вопросе, чтобы "избежать унижения", с которым столкнется, если не выполнит свое же обещание.

По данным издания, она оказывает давление по меньшей мере на пять небольших стран ЕС, в том числе на Словению и Мальту, которые уже выдвинули своими кандидатами мужчин. Фон дер Ляйен якобы пытается убедить мальтийские власти отказаться от их нынешнего кандидата Гленна Микаллефа и предложить вместо него продлить мандат еврокомиссара Элены Далли. Но Микаллефа поддержал сам премьер-министр Мальты Роберт Абела, который не станет жертвовать своим авторитетом ради исполнения просьбы главы ЕК.

Источники издания считают, что сама по себе просьба главы ЕК "возымела обратный эффект". Из всех стран сообщества две кандидатуры представила только Болгария. "Сложно официально выдвинуть двоих кандидатов, поскольку тот, кого не выбирают, проигрывает, а в политике это создает неблагоприятное впечатление", — объяснил один из источников газеты.

Страны ЕС могут наказать

Тем не менее власть в ЕК по-прежнему сосредоточена в руках фон дер Ляйен, а значит, у нее есть возможность наказать страны, которые выдвинули только мужчин. Как отмечается в публикации FT, это может быть выражено в том, что кандидатам-мужчинам будут давать менее важные портфели в Еврокомиссии.

Среди основных портфелей ЕК — посты по экономике, конкуренции, торговле, внутреннему рынку, бюджету и финансовым услугам. Некоторые, как пишет Handelsblatt, вероятно, будут реорганизованы, поэтому могут появиться и другие должности, связанные с экономикой. Фон дер Ляйен уже объявила о формировании двух новых портфелей — по оборонной промышленности и жилищному строительству.

Кандидаты, как правило, особенно хотят получить должности, связанные с экономикой. Их количество крайне ограниченно, а поскольку правительства не удовлетворили желание фон дер Ляйен о гендерном балансе, ей может быть выгодно, чтобы за престижные экономические портфели возникла конкуренция. Это значит, что она может отказать некоторым мужчинам и попросить выдвинуть женщин, а также поощрять небольшие государства-члены выдвигать женщин на желанные должности, а затем отдавать им предпочтение перед мужчинами из крупных стран, отмечает издание.

В предыдущие годы кандидаты от правительств, разочаровавших комиссию, получали должности, связанные с многоязычием или образованием и культурой, напоминает The Guardian.

"Каждый комиссар хочет получить ресурсы, деньги [чтобы тратить их на политику], власть, компетенцию, а это невозможно для всех", — приводит издание слова научного сотрудника Центра исследований европейской политики в Брюсселе Софии Руссак.

По ее словам, фон дер Ляйен может использовать престижные экономические портфели в качестве рычага давления — "или вы пришлете мне женщину, или получите один из тех портфелей, которые никому не нужны".

Полный состав ЕК должен быть утвержден большинством голосов в Европарламенте. "Если же в предложенном списке [кандидатов] будут явно доминировать мужчины, большое количество парламентариев могут счесть себя вправе воздержаться от одобрения [состава ЕК]", — указывает FT.

"Тот или иной кандидат станет объектом нападок, связанных с его пригодностью и тем фактом, что его правительство не удосужилось предложить женщину", — сказал The Guardian один из евродипломатов.

Впрочем, и для фон дер Ляйен в этом вопросе все не так просто. Даже если она решит создать препятствия для кандидатов-мужчин на фоне гендерного дисбаланса, ей придется искать политический баланс, так как она не должна вызывать недовольства ключевых стран и политических сил ЕС, отмечает FT.

Лидия Мисник