Горящие автобусы, барьеры из щитов: как Британию охватывают этнические беспорядки
Этнические меньшинства устраивают беспорядки
Минувшая неделя запомнилась британцам масштабными беспорядками в городе Лидс на севере Англии, в которых участвовали этнические пакистанцы. Сотни местных жителей вступили в столкновения с полицейскими. По данным СМИ, волнения начались после того, как правоохранительные органы забрали пятерых детей из проживающей в этом районе семьи. Они прибыли на место после вызова со стороны сотрудников социальных служб, которые сообщили о госпитализации ребенка из этой неблагополучной семьи с умышленно нанесенной травмой головы.
Действия полиции заставили выйти на улицы сотни жителей Хэрхиллса — района, где проживают преимущественно выходцы из Пакистана и других частей Южной Азии. Протестующие забросали подручными средствами полицейских и перевернули несколько их машин. В результате беспорядков по всему городу вспыхнул пожары, разгневанные участники такой акции поджигали транспортные средства, в том числе общественный автобус, сообщает Daily Mail. Посреди одной из дорог горел большой холодильник, который протестующие швырнули в огонь под аплодисменты зрителей.
Министр внутренних дел осудил "шокирующие сцены и нападения" в северном городе. Член совета от Партии зеленых Мотин Али, который после своего избрания в совет Лидса в мае назвал свою победу "победой народа Газы", умолял участников беспорядков остановиться, напоминая им, что "там дети".
Полиция и местные власти призвали жителей оставаться дома.
Для Хэрхиллса такие беспорядки не в новинку. В 2001 году в этом районе уже происходили подобные акции после того, как полиция задержала одного из местных жителей по подозрению в подделке документа, подтверждающего оплату транспортного налога. Это спровоцировало волнения, в результате которых были тяжело ранены двое полицейских и двое журналистов, более чем 20 автомобилям полиции и местным магазинам был причинен ущерб.
В день беспорядков в Лидсе потасовка произошла и между большими группами мужчин в районе Уайтчепел в восточном Лондоне, который населяют выходцы из Бангладеш — они составляют самую большую этническую группу в более широком районе Тауэр-Хамлетс. Полиция пыталась развести противоборствующие стороны, установив между ними барьер с помощью защитных щитов. В результате конфликта несколько автомобилей были повреждены, а двое правоохранителей получили ранения.
В полиции заявили, что беспорядки связаны с протестами в Бангладеш, участники которых требуют отменить квоты на рабочие места для родственников участников войны за независимость 1971 года. Эти акции быстро переросли в беспорядки, в которых погибли более 170 человек.
Другие масштабные беспорядки с участием разных этнических групп произошли в Лондоне в конце прошлого года. 30 декабря на улицах столицы подрались эритрейцы и эфиопцы. Дипломаты этих противоборствующих стран пытались провести встречу между диаспорами, но в итоге она переросла в насильственное противостояние. Чтобы остановить потасовки, вмешалась полиция: четверо правоохранителей были ранены. Как объяснили представители власти, ситуацию спровоцировала "напряженность в эритрейском сообществе". Восемь человек были арестованы за различные правонарушения, включая насильственные беспорядки, причинение ущерба, ношение оружия и нападение на сотрудника экстренных служб.
Ситуация становится критической
Такие протесты создают еще более неблагоприятный фон для политической ситуации в Великобритании, где уже на протяжении нескольких лет говорят о проблемах, связанных с притоком мигрантов в страну. Как писало Bloomberg со ссылкой на данные британского Управления национальной статистики, в 2023 году в страну прибыло близкое к рекордному число мигрантов, несмотря на обещания премьер-министра Риши Сунака решить эту проблему. За год в Великобританию приехало на 672 тыс. человек больше, чем выехало.
Высокие показатели миграции объясняли увеличением числе тех, кто прибывает в королевство на работу или учебу из-за пределов Евросоюза, а также тех, кто приезжает из Украины и Гонконга по специальным визовым схемам.
Высокий уровень миграции уже давно сохраняет лидирующие позиции в политическом дискурсе Великобритании. На протяжении более 10 лет каждое из приходящих к власти правительств обещало сократить количество мигрантов. Однажды политики даже нацелились на показатель менее 100 тыс. человек. Но с каждым годом ситуация становилась лишь хуже.
Этот вопрос стал одним из ключевых стимулов для голосования на референдуме 2016 года за выход страны из Евросоюза. Некоторые поддержавшие это решение британцы считали, что проблемы с решением миграционной ситуации могут быть связаны с давлением на органы власти страны. Но фактически за годы после Brexit ситуация только усугубилась: еще в 2015 году чистая миграция в Великобританию составляла 329 тыс. человек.
Правительство Сунака не раз заявляло об ужесточении политики в отношении мигрантов и пыталось сотрудничать в этом вопросе с Евросоюзом, но видимого положительного эффекта решения властей не принесли.
На этом фоне в Великобритании часто поднимается вопрос о пагубном влиянии миграционных потоков на внутреннюю ситуацию в стране, в частности в сфере безопасности. Согласно данным, которые приводил аналитический центр Migration Watch UK в мае, преступники-иностранцы (Foreign national offenders, FNO) составляют 12% от общего числа заключенных. Их количество увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом.
Аналитики ссылаются на исследования, согласно которым потоки беженцев могут быть связаны с повышенным риском межгосударственных войн, гражданских конфликтов, терроризма, межобщинного насилия и роста уровня преступности.
Одна из главных проблем в этом вопросе — кластеризация мигрантов. Они, как правило, живут вместе в нескольких крупных городах, и вместо того, чтобы равномерно распределяться для более быстрой интеграции, они часто группируются в районах с людьми одного происхождения. В итоге они начинают открывать свои собственные предприятия, школы, места, связанные с их культурой, то есть изолируются внутри своих общин.
"Прибытие большого количества мигрантов, особенно принадлежащих к совершенно иному социальному или культурному происхождению, чем принимающие государства, может создать серьезные проблемы для социальной сплоченности", — указывает центр.
Решить проблему можно принятием стратегии интеграции, убеждены в Migration Watch UK. С позиции аналитиков, она должна включать тесты на гражданство, уроки английского языка или продвижение британских ценностей. Но это будет бесполезно, если не будет также установлено ограничение численности мигрантов.
Пропалестинские митинги
Масла в огонь этнических споров в Великобритании подливают регулярные пропалестинские демонстрации, которые начались после обострения конфликта между Израилем и Палестиной и идут по стране с тех пор. Очередная акция состоялась 24 июня у стен британского МИД: активисты протестовали против поставок оружия Великобританией Израилю. Некоторые участники акции принесли с собой баннер с надписью "Геноцид. Сделано в Британии".
Протестующие возмущены британской помощью Израилю: по итогам 2022 года объем экспорта вооружения Соединенного Королевства в эту страну составил £42 млн ($54 млн по текущему курсу). При этом Sky News уточняет, что поставляемое Лондоном вооружение составляет всего 0,02% от всей боевой техники, используемой Армией обороны Израиля. Но все же на повестке остается вопрос возможности полного отказа от помощи этой стране. Он встал особенно остро после того, как израильские войска нанесли удар по гуманитарному конвою в секторе Газа. Это побудило нескольких депутатов Палаты общин, бывших дипломатов и сотрудников спецслужб призвать правительство приостановить экспорт вооружений в страну.
Но положительного отклика такая идея не получила. Представители нового британского кабмина решили опираться в этом вопросе на рекомендации правительственных юристов, а они утверждают, что риска соучастия Лондона в нарушениях норм международного гуманитарного права нет.
Позиция правительства заставляет людей регулярно выходить на протесты, что, судя по всему, уже утомляет власти. Глава британского МВД Джеймс Клеверли в интервью The Times призвал прекратить регулярные пропалестинские протесты. По его словам, их участники высказали свою точку зрения "очень громко", но ничего нового они уже не говорят, а регулярные марши не придают весомости их аргументам.
Беспорядки на фоне полицейского кризиса
Зато подобные демонстрации оказывают огромное давление на британскую полицию по всей стране, что только усугубляет давно обсуждаемую в Великобритании проблему кризиса в правоохранительной системе. Обеспечение безопасности на пропалестинских и израильских протестах в Лондоне к началу 2024 года обошлось столичной полиции в £26,5 млн. В полиции отмечают, что эти акции стали "острым вызовом" для правоохранительных органов наряду с "хроническими проблемами, связанными с ежедневными протестами, активизмом и ежедневными демонстрациями".
При этом полиция регулярно сталкивается с критикой за излишнюю мягкость в рамках работы на протестах. Как отмечает Sky News, со стороны властей порой возникает вопрос, достаточно ли жестко полицейские действуют по отношению к протестующим, которые, по их мнению, разжигают ненависть. Об этом говорила даже сама экс-глава МВД Великобритании Суэлла Браверман.
"Увы, но складывается ощущение, что у высокопоставленных сотрудников полиции есть любимчики среди протестующих. <…> Демонстранты, придерживающиеся правых взглядов, и националисты, которые проявляют агрессию, совершенно оправданно получают жесткий отпор, однако толпы сторонников Палестины (среди которых много левых активистов — прим. ТАСС), демонстрирующих почти такое же поведение, в основном игнорируются, хотя эти люди явно нарушают закон. <...> Если [очередное пропалестинское] шествие состоится, то общественность будет ожидать гораздо более решительного и активного подхода полицейских к проявлениям ненависти, нарушениям условий проведения акций и общественного порядка", — написала она в статье для The Times, после чего подверглась резкой критике за свои высказывания.
Сунак в итоге отправил ее в отставку.
Тем не менее обсуждение излишней мягкости полицейских на протестах, в частности связанных с конфликтами на этнической почве, по-прежнему остается на повестке. Эта тема в очередной раз была поднята как раз на фоне беспорядков в Лидсе. Как отмечает Daily Mail, во время них правоохранители до глубокой ночи вели себя довольно отстраненно, хотя и отреагировали на сообщения о волнениях своевременно.
Полиция Западного Йоркшира, которую обвинили в намеренном избегании беспорядков, заверила жителей, что они "реагируют на произошедшие инциденты" и что на протестной акции "присутствуют соответствующие специалисты по обеспечению общественного порядка".
"Офицеры также просматривают распространенные в социальных сетях кадры, демонстрирующие правонарушения", — говорится в заявлении представителя полиции.
Правоохранители пообещали, что все преступления, включая поджог транспортных средств, будут расследованы, а виновные "будут привлечены к ответственности по всей строгости закона".
Все это только подтверждает уже давно назревшие проблемы в правоохранительной системе Великобритании. Economist еще в ноябре прошлого года писал со ссылкой на опрос YouGov, что работу полиции одобряет всего 49% британцев. Этот показатель рухнул с 77% за четыре года. Одним из факторов, которые привели к такой ситуации, стало сокращение штата местной полиции в связи с недостаточным финансированием органов правопорядка. Это оказывает дополнительное давление на полицейских, которые вынуждены выполнять больший объем работы.
"По сути, боль от бюджетного давления сказывается на сотрудниках полиции. Отсюда тот факт, что у нас есть 4 тыс. вакансий и 6 тыс. офицеров полиции, выполняющих роли, которые должны выполнять другие сотрудники", — объяснял The Guardian председатель Совета начальников национальной полиции Гэвин Стивенс.
Лидия Мисник