Для железной дороги "Китай - Кыргызстан - Узбекистан" пробьют 48 тоннелей

Китай, Кыргызстан и Узбекистан определились с маршрутом прохождения железной дороги, которая свяжет эти страны друг с другом. Строительство международной магистрали, которую в КР считают стратегически важной, начнется осенью текущего года - после процедуры ратификации в правительстве республики.

Для железной дороги "Китай - Кыргызстан - Узбекистан" пробьют 48 тоннелей
© Российская Газета

От Кашгара до Андижана

Согласно документам, представленным правительством в парламент (Жогорку Кенеш), новая магистраль пройдет от города Кашгар (КНР) до Андижана в Ферганской долине Узбекистана. От китайского города строители начнут прокладывать ветку параллельно дороге, которая ведет к контрольно-пропускному пункту (КПП) Торугарт на границе с Кыргызстаном. Следующим пунктом в маршруте обозначено село Макмал, расположенное рядом с одноименным золотым рудником. Оттуда железная дорога свернет в сторону Джалал-Абада - второго по величине города на юге Кыргызстана. Здесь она соединится с существующей веткой, ведущей уже непосредственно в Андижан.

Источники в правительстве КР отмечают, что на участке между Торугартом и Макмалом магистраль пройдет по маршруту, который расширит уже существующую транспортную сеть Кыргызстана. От КПП "железка" некоторое время будет опять идти рядом с автотрассой вдоль берега озера Чатыр-Кель, а затем повернет в северо-западном направлении к местности Арпа. Оттуда через стык Ферганского хребта и Джаман-Тоо (хребет за ущельем реки Арпа) проследует к селу Кош-Добо и только потом, практически вновь рядом с существующей автомобильной дорогой, достигнет Макмала. Следующий участок - до Джалал-Абада - тоже будет непростым. Железнодорожникам снова предстоит пробить путь через Ферганский хребет через перевалы.

Строителям предстоит возвести на маршруте 95 мостов и пробить 48 тоннелей общей длиной около 49 километров. Попутно готовятся реализовать и еще одну задачу - свести вместе колеи разной ширины. Китай использует международный стандарт - 1435 мм. С этой шириной колея пройдет от Кашгара до Макмала. Протяженность участка составит около 170 километров. В Макмале, в свою очередь, будет построена станция, где колея расширится до 1520 мм - стандарта, который используется на постсоветском пространстве. Это решение участники проекта назвали компромиссным.

Общая протяженность проектируемой железной дороги составит примерно 490 километров. По территории Кыргызстана из них пройдет около 312.

По словам министра транспорта и коммуникаций КР Тилека Текебаева, транзитная железная дорога откроет Кыргызстану путь как в Южную Азию, так и на Ближний Восток, в Турцию и Европу. "Проект обеспечит повышение нашей конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок благодаря сокращению расстояния и времени доставки грузов", - подчеркнул он.

Шанхай - Тянь-Шань - Париж

- Железная дорога через Кыргызстан станет самым коротким и прямым путем из Шанхая в Париж, - утверждает глава правительства КР Акылбек Жапаров. - Я убежден, что она, образно говоря, станет для нас "дорогой жизни". Этот проект превратит Кыргызстан в крупный торговый и промышленный центр. А в целом Центральная Азия получит возможность перевозить до 80 процентов товаров, следующих из Китая в Европу, и значительно увеличит наш ВВП.

По оценкам Акылбека Жапарова, реализация этого проекта, а также строительство Камбаратинской ГЭС позволят республике достичь 10-процентного прироста объема экономики каждый год. С ним согласен и глава КР Садыр Жапаров. Немногим ранее он заявил, что только от транзита грузов по железной дороге Кыргызстан сможет получать около 200 миллионов долларов в год.

Глава госпредприятия "Кыргыз темир жолу" (КТЖ, "Кыргызские железные дороги") Азамат Сакиев не исключает, что выгоды от ввода новой дороги в эксплуатацию могут быть выше заявленных. Он связывает это с тем, что по магистрали предполагается перевозить не только грузы, но и пассажиров.

Открытие пассажирского сообщения по новому направлению, в свою очередь, открывает для республики особые перспективы, поскольку одновременно с прокладкой трассы будет создаваться сопутствующая инфраструктура. В том числе - туристическая, поскольку дорога сделает для путешественников доступными маршруты, по которым ранее отваживались идти только любители экстремального отдыха.

Одновременно ввод в эксплуатацию такого объекта повлияет и на безопасность региона. Железная дорога потребует охраны. Ранее ее предлагал обеспечить Китай, готовый выделить на это собственные людские ресурсы. Но, как заявил Азамат Сакиев, на территории КР этим будет заниматься исключительно кыргызская сторона. Как пояснил заместитель министра транспорта Ырысбек Бариев, у КТЖ есть своя военизированная охрана, способная обеспечить охрану стратегически важного объекта.

Построим совместно

Проектировать железную дорогу, как выяснилось, будет китайская организация - China Railway International. А вот прокладкой ее на территории КР займется уже совместная компания. 51 процент в ней будет принадлежать КНР, по 24,5 процента - железнодорожным компаниям КР ("Кыргыз темир жолу") и Узбекистана ("Узбекистон темир йуллари"). Средства на строительство, соответственно, каждая из сторон намерена вносить в обозначенных долях. При этом совместную компанию, как предполагается, освободят от некоторых таможенных и налоговых сборов. Об этом, в частности, настоятельно просит китайская сторона, заинтересованная в снижении расходов на мегапроект.

Стоимость проекта, согласно ТЭО, оценивается примерно в 4,7 миллиарда долларов. Кыргызская сторона готова взять средства в кредит у Китая. "Сейчас я не могу назвать точные условия, но это точно будет не на коммерческой основе", - утверждает Азамат Сакиев.

Впрочем, несмотря на то, что дорога будет проходить по территории Кыргызстана и строится под гарантии официального Бишкека, полного права на ее эксплуатацию у республики не будет. По крайней мере, в ближайшие десятилетия. Управление транзитной магистралью передадут все той же совместной компании, пока проект не окупится. И этот момент, как выяснилось, весьма смущает ряд парламентариев.

Когда дорогу передадут на баланс Кыргызстану? В правительстве обещают ответить на этот вопрос конкретно в течение нескольких недель, когда будет подготовлено предметное инвестиционное соглашение.

Китай и Узбекистан между тем участки на своей территории готовы строить самостоятельно.

Справка "РГ"

Предложение построить железную дорогу через Кыргызстан Китай впервые официально озвучил в 1997 году. Однако в силу разных обстоятельств, включая политическую нестабильность в КР, обсуждение проекта затягивалось. Дело сдвинулось с мертвой точки после победы на выборах президента Кыргызстана Садыра Жапарова. В январе 2023 года в Бишкеке открылся офис по координации строительства железной дороги, а затем начались полевые исследования. Стороны - КНР, Узбекистан и КР - приступили к разработке ТЭО.

Шестого июня 2024 года в Пекине (КНР) состоялась официальная церемония подписания Соглашения о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан между правительствами трех стран. Документ заверили министр транспорта и коммуникаций КР Тилек Текебаев, председатель Государственного комитета по развитию и реформам КНР Чжэн Шаньцзе и министр транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов.