На президентских выборах в Иране будет второй тур

Рекордно низкая явка и второй тур. Иранцы не смогли выбрать президента. На выборах президента Ирана по итогам обработки всех бюллетеней определились два лидера — реформист Масуд Пезешкиан и консерватор Саид Джалили. Поскольку никто из кандидатов не набрал больше 50% голосов, 69-летний Пезешкиан и 58-летний Джалили встретятся во втором туре 5 июля, передает агентство IRNA. По итогам первого тура Пезешкиан набрал около 10,5 млн голосов, Джалили — почти 9,5 млн. Явка на выборах составила 40%, что является самым низким значением в истории исламской республики. Впрочем, и второй тур президентских выборов в Иране случался также всего раз — в 2005 году. Комментирует доцент департамента международных отношений ВШЭ Владимир Сотников:

На президентских выборах в Иране будет второй тур
© BFM.RU

Власти, а точнее Великий аятолла, хотел бы все-таки, чтобы избрали консерватора, потому что за реформиста проголосовала молодежь иранская, и там большая часть населения — это молодежь до 30 лет. Все устали уже от этого режима, понятно, что реформы давно назрели в Иране, но действительно крайне консервативное руководство исламское духовное в Иране не готово к реформам. Поэтому борьба будет очень интересная, практически до последнего часа не будет известно, кто все-таки победит на этих выборах президента.

— Речь аятоллы, которую многие сочли, хоть он не называл имен, речь о кандидатах, вот адресно по отношению к Пезешкиану, где он сказал о том, что тот, кто имеет связи с Америкой, вряд ли может быть хорошим управленцем, разнос такой, при всем этом сохраняется процедура, продлевают выборы, второму туру быть. Каковы реальные его шансы, если на самом деле большинство жителей Ирана за него проголосуют? Что-нибудь придумается, чтобы не допустить, или формальное он не получит от аятоллы благословения обязательного?

— По поводу процедуры выборов, она гораздо более демократическая, чем в той же Америке. Исламская демократия развита в Иране, все демократические принципы выборов соблюдаются. Давайте вспомним, что было в 2005 году, когда пришел Ахмадинежад, «серая лошадка», тогда тоже до последнего часа не было известно, кто, но он был консерватор, Махмуд Ахмадинежад, но вот в итоге все равно...

— Популист?

— Да, совершенно верно, аятолла согласился с тем, чтобы тот стал президентом и был им два срока. Что касается нынешнего кандидата-реформиста, если молодежь проголосует и наберет большее количество голосов кандидат-реформист, я думаю, что придется аятолле смириться с этим, получит одобрение, но будут ограничители какие-то, изменения в конституции, что-то еще. Просто сейчас такой момент в иранской политике, когда нужно решать, куда идти дальше, еще раз хочу повторить, что, мне кажется, что Великий аятолла к этому не готов, как и все клирики, которые находятся у власти.

Женщинам и радикальным оппозиционерам баллотироваться в Иране запрещено. Право голосовать на президентских выборах имели более 61 млн иранцев.

Нового иранского лидера выбирают после гибели в авиакатастрофе президента страны Ибрахима Раиси в мае этого года.