Эксперт Юшков объяснил риски для Китая в затягивании переговоров по «Силе Сибири-2»

Китай готов углублять всестороннее взаимовыгодное сотрудничество с Россией. Таким образом 3 июня официальный представитель МИД КНР Мао Нин ответила на вопрос о том, что переговоры между Москвой и Пекином по проекту «Сила Сибири-2» столкнулись с трудностями.

До этого Financial Times написала, что попытки России заключить с Китаем крупную сделку по строительству газопровода зашли в тупик. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что это нормально, когда каждая страна отстаивает свои интересы, а диалог по этому вопросу будет продолжаться, что было подтверждено лидерами двух государств.

Эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил «Свободной Прессе», что статья FT — это не новость. Переговоры по газопроводу на западной границе идут больше 10 лет и до сих пор продолжаются именно потому, что стороны настаивают на своем.

«Китай хочет подешевле купить, «Газпром» — подороже продать. Диалог по этому проекту начался еще до «Силы Сибири-1». Как раз был такой шаг к восточному проекту, а раньше были переговоры по газопроводу «Алтай» — это месторождения через западную границу России и Китая. Просто тогда Пекин постоянно говорил о том, что себестоимость доставки будет большой, поскольку на западе Китая фактически нет потребления, ему там газ не нужен, ему нужен газ на востоке — там вся промышленность и большая часть населения. И ему нужно прокачивать этот газ через всю страну», — отметил собеседник издания.

Именно из-за логистики Пекин всегда просил продать газ «по дешевке на границе». Это и породило изменение маршрута и вариант прокладки газопровода через Монголию, чтобы ближе зайти на территорию Китая к потребителю, чтобы «не было аргумента».

«Все равно КНР сейчас считает, что время на ее стороне, что чем хуже дела у «Газпрома» в Европе, тем корпорация будет якобы более сговорчивой. Хотя «Газпром» уже сократил поставки в Европу на 130 миллиардов кубов — только 27 в прошлом году было. Если 130 миллиардов кубов не стали аргументом для «Газпрома», чтобы подписать контракт на китайских условиях, то чего ждет Китай не понятно», — уточнил Юшков.

Плюс к этому, Пекин ожидает, что с 2026 по 2030 годы будет волна ввода в эксплуатацию заводов по сжижению газа во всем мире и цены на топливо должны снизиться. Это касается и США, и Австралии, и Катара. При этом позиция России заключается в том, чтобы указать Китаю: «зря вы думаете, что время исключительно на вашей стороне».

«КНР все больше воспринимается Вашингтоном как угроза глобальному доминированию Соединенных Штатов. Значит, США будут дальше давить. Если конфронтация дойдет до острой фазы, то первое, что сделают Штаты, это перекроет поставки Китаю любых углеводородов с юга. Это им легко сделать — все, что идет из Африки, Ближнего Востока, в том числе СПГ из Катара, из Австралии. Поэтому надо нам сейчас договариваться, чтобы потом не было так мучительно больно», — указал эксперт.

Юшков добавил, что нужен компромисс, но пока явно стороны к нему не готовы, «особенно Китай». Пекин известен своей жесткой переговорной позицией и хочет дожать «Газпром», но пока тщетно. Даже Алексей Миллер не поехал в КНР в составе делегации, что показывает, что «Газпром» не намерен идти на уступки.