Дмитрий Бабич: Блинкен сегодня действует в логике тоталитарного мышления
Я бы ввел такое понятие в теорию международных отношений: тест на человечность. По-моему, в минувшее воскресенье мы как раз такой тест и наблюдали. И, думаю, этот тест важен. Он поможет определиться тем, кто еще не решил для себя, на чьей он стороне в сегодняшнем расколотом на Запад и Восток мире.
Напомним: днем пропал (то есть перестал выходить на связь, исчез в труднодоступном горном районе) вертолет президента Ирана. В машине был президент, еще четыре пассажира плюс три члена экипажа.
Весь незападный мир всю ночь тревожился и сочувствовал. Турецкий лидер рвался выслать вертолеты и спасателей; Россия предлагала своих специалистов-поисковиков; индийский премьер просто сказал, что молится о спасении пропавших.
А вот западный мир молчал.
Я не собираюсь заниматься восхвалением Востока, остающегося для нас, как для европейцев, загадкой. Я не поклонник разговоров о якобы извечной бездуховности Запада. Вряд ли в Турции, являющейся вековым геополитическим противником Ирана, кто-то так уж горевал по Эбрахиму Раиси. Но это же так просто: люди попали в беду, они могут погибнуть. Один из них - человек, которого вы лично видели на экранах телевизоров и компьютеров. Смерть такого человека, по известному выражению, перестает быть статистикой, становится трагедией. Он и еще семеро между жизнью и смертью, скажи хотя бы слова сочувствия - ведь почти все мы становимся порой авиапассажирами.
Но Запад молчал. Вдруг куда-то делась вся его так милая нам европейская вежливость, не было даже показушного соблюдения норм приличия, какое с ними случалось еще пару десятков лет назад.
А потом госсекретарь Блинкен сказал, что "теперь, когда президент Раиси погиб, иранский народ должен почувствовать себя лучше".
Причина? Западу не нравилась политика Раиси. Он был не "реформатор", а "консерватор". А значит, грустить о его смерти не надо. И волноваться было в ту ночь не о чем.
Из своей истории мы знаем: Блинкен действует в логике тоталитарного мышления. Потому что в тоталитаризме все политизируется. Нет "политически нейтральных" спортсменов, музыкантов, дирижеров (вспомним травлю всем западным миром Гергиева и Нетребко). Есть музыканты-реформаторы и музыканты-консерваторы. А уж с политиков и вовсе спрос жесткий. Смерть реформатора в этой логике - трагедия, а смерть консерватора - шаг к тому, чтобы "сделать этот мир местом получше", по Блинкену.
В своих оценках человек с тоталитарным мышлением не сомневается. Вот и Блинкен уверен, что действия Раиси на его постах были "ужасны". Хорошо. Возможно, при некоторых из действий Раиси случались и людские потери. Но разве президент США Кеннеди не вовлек США в войну во Вьетнаме? И что, из-за этого факта его гибель перестает быть трагедией? И не надо было тогда, в 1963 году, сочувствовать его стране? А американцам тогда даже в СССР сочувствовали.
Да, есть в истории такие тестовые моменты. Когда 1 сентября 2004 года террористы именем Масхадова взяли в заложники детей в школе в городе Беслане, многие наши сограждане, ныне по большей части родину покинувшие, ждали приказа от Масхадова: "Остановитесь!". Он это мог сделать, уже была эпоха интернета. Да даже и по старинке можно было отправить в СМИ видеопленку или заявление за собственной подписью. Но от Масхадова до самой стрельбы 3 сентября ничего не было слышно. А потом он стал говорить, что он непричастен, "осуждает действия радикального крыла" и т.д. И вот тогда всем в мире стало ясно, что это негодяй, ничтожество и соучастник страшного злодеяния. И его поддержка стала таять куда быстрее, чем до этого.
Потому что есть случаи, когда молчание с "принятием к сведению" - это злодейство.