Баррикады на улицах: Ереван встал против Пашиняна
В Ереване продолжаются массовые акции протеста с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна. С раннего утра понедельника сторонники оппозиции по призыву лидера движения «Тавуш во имя родины» архиепископа Баграта Галстаняна начали строить баррикады улицы армянской столицы.
По информации News.am, в ход шло все, что попадалось под руку протестующим – скамейки и мусорные баки. В результате перекрыт оказался ключевой проспект Мясникяна, связывающий центр города с окраинами, и центральная улица Абовяна. Также предпринимались попытки блокировать движение и на других транспортных магистралях Еревана, включая проезжую часть перед центральным вокзалом. Но вмешался полицейский спецназ, который, по словам очевидцев, стал жестко пресекать попытки парализовать движение автотранспорта.
В результате было задержано более 170 активистов, сообщили в пресс-службе МВД страны. Им вменяется неисполнение требований закона (ст. 182 КоАП Армении).
При этом полицейские применили силу не только в отношении демонстрантов, но и в отношении журналистов. В частности, из-за действий полиции потеряла сознание журналист местного портала 24 News Мери Манукян. Кроме того, телесные повреждения получил оператор портала ABC Media Мгера Давтян. Разбита техника журналистов.
Архиепископ Баграт Галстанян, объявивший ранее по всей Армении «тотальные акции неповиновения», со своей стороны, пожелал пострадавшим здоровья и призвал сотрудников полиции направить все свои силы против врагов отечества, а не против протестующих.
«Я говорил вчера, скажу и сегодня: парни, вас портят, но у вас есть возможность реабилитироваться. Эти люди борются и ради вас тоже», - сказал он, обращаясь к представителям внутренних войск.
С 9 мая на Площади Республики в Ереване проводятся митинги возле здания правительства Армении. Поводом стало решение о делимитации границ между Арменией и Азербайджаном, принятое сторонами в конце апреля, согласно которому под контроль Баку перейдут четыре села в Тавушской области (до 1990-х годов эти села входили в состав Азербайджанской ССР).
Протестное движение возглавляет глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Баграт Галстанян. В минувший четверг ему удалось собрать многотысячный митинг своих сторонников, на котором он заявил, что будет добиваться ухода премьера Пашиняна путем импичмента в парламенте.
На этом фоне в Казахстане с 10 по 11 мая прошли переговоры между главами МИД Армении и Азербайджана Араратом Мирзояном и Джейхуном Байрамовым относительно будущего мирного договора, который Баку и Ереван планируют подписать до ноября 2024 года. Там еще остаются разногласия по некоторым вопросам, но стороны выразили готовность продолжить обсуждение.
Прокомментировать массовые протесты в Армении, а также возможные перспективы их расширения «СП» попросила политолога, эксперта по международным отношениям Мовсеса Газаряна:
- Ситуация с нынешними протестами в Армении, на самом деле, по-своему уникальна и необычна. Во-первых, протесты против Пашиняна были и раньше, но армянская элита не была заинтересована де-факто в его свержении. Даже все комитеты по импичменту, существовавшие до того, назывались не иначе как «комитет по спасению Пашиняна».
Так вот, все ранние протесты против премьера, они «сливались». Это было, действительно, делом рук элитных игроков.
Сейчас же ситуация уникальна тем, что мы видим протест, возникший большей частью реально из низов. Однако в этом как слабость, так и сила текущих процессов.
Слабость в том, что, с учетом моего опыта анализа различных уличных антиправительственных митингов и антиправительственных движений, эти акции не получат успеха без поддержки кого-то из элиты. Это касается даже так называемой «бархатной революции», благодаря которой Пашинян пришел к власти в 2018 году. Все выглядело так, что это улица привела к власти как бы своего человека, пусть и прозападного.
Но фактор улицы, на самом деле, был большей частью второстепенным. По сравнению с тем, что приход во власть такого человека и с такой именно повесткой был, к сожалению, востребован, по сути, армянской элитой, которая хотела подобным образом начать свой дрейф в сторону западного сообщества.
Это первый аспект.
Иначе говоря, вероятность того, что нынешний протест получит широкомасштабный успех без поддержки элит, она, скажем так, очень и очень мала. В этом его слабость.
«СП»: Тогда в чем сила?
- А сила в том, что архиепископ Баграт Галстанян довольно харизматичный лидер. Если он сумеет консолидировать армянское общество, консолидировать оппозиционные силы и стать как бы условной мотивацией для некоторых элитных групп, то, вполне возможно, что-то и получится.
Кстати сказать, в истории Армении это уже второй или третий случай, когда региональная повестка (повестка, связанная с отношениями со странами в регионе) влияет на внутриполитическую ситуацию. Можно вспомнить 1996-1997 гг., когда Левон Тер-Петросян, первый президент Республики, заявил о том, что надо пойти на уступки Азербайджану, вернуть ему Арцах и проч. Тем самым, мол, «мы выстроим какой-то баланс сил в регионе, получим большие преимущества и т.д.»
Но эта повестка встретила сильнейшее сопротивление у тогдашней армянской элиты, у широких общественных кругов, политических групп, и Тер-Петросян ушел в отставку.
Сейчас, можно сказать, мы приближаемся к подобному развитию событий. Но все-таки пока не в той ситуации, когда внешняя конъюнктура, региональная конъюнктура повлияет на внутриполитические процессы.
Скажем так, те, кто поддерживает архиепископа Баграта, возможно хотели бы этого. Однако это еще маловероятно.
В то же время, я также не исключаю вариант, что архиепископ сумеет, скажем так, мобилизовать большое количество сторонников и радикализировать протест до такого уровня, чтобы, действительно, свергнуть власть. Правда тут есть риск хаоса для республики. Потому что хаотизация внутриполитических процессов может быть очень опасна. Пашинян и так уже много сделал для того, чтобы армянское государство, армянские государственные институты были не в наилучшем состоянии.
«СП»: Как высчитаете, нужно ли России пытаться влиять на ситуацию?
- Пророссийские силы и национально ориентированные силы, они сейчас в определенном кризисе внутри Армении. В кризисе в связи с тем, что многие из них, скажем так, боятся брать на себя ответственность за потенциальную власть. То есть борьба за власть не означает готовности этой властью распоряжаться в реальности.
Потому что, одно дело, когда ты борешься за власть и получаешь заветное кресло. Другое – ты разгребаешь все, что успел сотворить за эти годы Пашинян.
На мой взгляд, пророссийские силы не столь сильны сейчас в Армении. Это не связано с нашей мягкой силой. Это связано с определенной безответственностью армянских элит периода президентства Сержа Саргсяна.
Но если вокруг архиепископа Баграта и его сторонников действительно сформируется некий центр силы, который ориентирован на Россию, то мы должны, я считаю, эту силу поддержать. Конечно, если будет такая просьба. Поддержать, в том числе в плане обновленного внешнеполитического курса Армении, который будет направлен на большую субъектность в важных региональных и международных процессах.
Такой силой, на мой взгляд, была партия экс-президента Роберта Кочаряна. Но сейчас у неё нет возможности прямо взять в свои руки власть.