Мечты о халифате в Германии: кто стоит за акциями исламистов и как ответят на них власти

Халифат в Германии? Да, в Федеративной республике есть те, кто не просто втайне мечтает о такой государственной системе, но и открыто призывает к ней на улицах немецких городов. 27 апреля в центре Гамбурга, районе Санкт-Георг, прошла демонстрация, собравшая около 1,1 тыс. участников, которых местные СМИ называют исламистами или радикалами. Заявленной целью акции было выражение протеста против якобы антиисламской политики властей ФРГ. Протестовали и против того, как освещается кампания в немецких СМИ.

Мечты о халифате в Германии: кто стоит за акциями исламистов и как ответят на них власти
© ТАСС

В руках некоторые участники держали плакаты следующего содержания: "Германия = диктатура ценностей", "Халифат является решением". Звучали антисемитские лозунги. Организатором демонстрации выступило объединение Muslim Interaktiv ("Мусульманин. Интерактивный"), которое, по оценке ведомства по охране конституции (контрразведка), является экстремистским. На нем подробнее остановлюсь ниже.

Демонстранты выкрикивали фразы "Аллаху акбар" ("Аллах велик"), "Свергните диктатуру ценностей", а ораторы со сцены обвиняли немецких политиков и средства массовой информации в распространении "дешевой лжи" и "трусливом освещении событий", под которым, прежде всего, подразумевалось отношение к конфликту между Израилем и палестинцами. С точки зрения выступавших, правящие элиты в ФРГ и СМИ навешивают-де на всех мусульман в Германии ярлык "исламистов".

Акция и главным образом призывы к халифату вызвали возмущение и осуждение со стороны германской общественности и политиков, включая канцлера Олафа Шольца, главу МВД Нэнси Фезер и министра юстиции Марко Бушмана. Многие потребовали запрета Muslim Interaktiv и высылки особо активных участников демонстрации.

Что за группировка Muslim Interaktiv?

Muslim Interaktiv была основана в 2020 году. Широкая общественность впервые узнала о ней после теракта в городе Ханау (федеральная земля Гессен), где местный житель открыл огонь в кальянной, убив несколько человек. Тогда было опубликовано одно из первых видео от имени Muslim Interaktiv, которая организовала автопробег в Гамбурге в память о жертвах теракта. В результате стрельбы тогда погибли девять человек — все с миграционными корнями.

В правоохранительных органах ФРГ считают, что Muslim Interaktiv продвигает общественную систему, которая несовместима со свободным демократическим порядком. По их оценке, группировка является своего рода тайным ответвлением запрещенной в Германии с 2003 года партии "Хизб ут-Тахрир" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", араб. — "Партия исламского освобождения", запрещена также в РФ). В земельном ведомстве по охране конституции Гамбурга отмечают, что, с точки зрения "Хизб ут-Тахрир", "только халифат во всем мире на основе шариата может быть единственно правильной общественной формой". Последняя была запрещена в ФРГ по той причине, что, в частности, призывала к убийству евреев и ставила под сомнение право Израиля на существование. Однако ее члены с недавних пор вошли в состав новых группировок, в том числе в Muslim Interaktiv, которая действует в Гамбурге.

В феврале 2023 года ей удалось мобилизовать около 3,5 тыс. своих сторонников на акцию против сожжения Корана в Швеции. Тогда на демонстрации также звучали призывы к созданию халифата в Германии. Участники кричали: "Будущее принадлежит Аллаху. Будущее принадлежит Корану". Muslim Interaktiv поддерживает контакты с другими исламистскими группировками, среди которых Realitaet Islam ("Реальность ислам"), действующая в регионе Рейн-Майн, и Generation Islam ("Поколение ислам") из Эссена. Сколько всего насчитывается сторонников этих организаций, неизвестно, но очевидно, что после обострения конфликта на Ближнем Востоке их число значительно возросло.

Целевая аудитория — молодые мусульмане

Muslim Interaktiv активно действует в социальных сетях — TikTok, YouТube, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). То есть ее целевая аудитория — преимущественно мусульманская молодежь. Там публикуются видео и фото на политические и культурные темы, которые просматривают тысячи пользователей. Осуждению подвергаются, например, вечеринки на Хеллоуин в мусульманских странах, звучит критика в адрес общественных деятелей, которые резко отзываются о политическом исламе, и даже приверженцев ислама, которые, скажем, отмечают Рождество. Активно обсуждаются такие вопросы, как запрет на ношение в школах мусульманских платков, ситуация в Газе.

В целом Запад представляется в образе врага, который ведет "идеологическую борьбу с исламом", а мусульмане якобы вынуждены поступаться собственными ценностями. Этого, по мнению активистов группировки, добиваются на Западе, когда говорят об интеграции и доминирующей культуре. В то же время СМИ якобы распространяют ненависть по отношению к исламу. В докладе ведомства по охране конституции отмечается, что германская интеграционная политика подносится Muslim Interaktiv как "ассимиляционный террор".

"Группировка вновь и вновь эксплуатирует гнев и разочарование молодых мусульман", — указывает эксперт по исламу Навид Валис, слова которого приводит газета Der Tagesspiegel. Все это, по его словам, происходит в контексте происходящего в секторе Газа. "Мы тут видим борьбу за сердца и умы мусульман в Германии. Поэтому речь идет и о необходимости защиты нашей демократии", — считает он.

Члены Muslim Interaktiv — модно одетые молодые люди крепкого телосложения. По большей части участниками Muslim Interaktiv, Realitaet Islam, Generation Islam являются родившиеся уже в Германии мусульмане, или так называемые конвертиты (перешедшие в другую веру, в данном случае в ислам). То есть это люди, для которых немецкий язык является родным и которые выросли в германском обществе. Самое известное лицо Muslim Interaktiv — 25-летний инфлюэнсер, студент Джо Адад Боатенг, или, как он сам себя называет, Рахим. Именно он подавал запрос властям на проведение демонстрации в Гамбурге. Его мать — немка, отец родом из Ганы. К слову, сейчас он получает образование учителя.

В последнее время Гамбург все чаще привлекает к себе внимание как место встреч исламских радикалов. Например, в пасхальные выходные (30–31 марта по католическому календарю) в районе Бильброк в центре города прошла встреча с участием около 400 салафитов — сторонников крайне консервативного ислама. Как полагают правоохранительные органы, демонстрации Muslim Interaktiv, которые иногда собирают около 2 тыс. человек, являются лишь частью стратегии группировки. Выступления Рахима и других активистов впоследствии монтируют, и создаются небольшие видео, которые затем группировка публикует в своих аккаунтах в соцсетях. 

Как отреагируют власти?

И федеральные, и земельные власти сейчас, можно сказать, находятся в тупике: акции Muslim Interaktiv и ей подобных группировок не сопровождались насилием и проходили до сих пор мирно. Однако общественность требует принятия жестких мер против призывов к халифату и подобной дискредитации германской демократии.

Начальник полиции Гамбурга Фальк Шнабель заявил газете Sueddeutsche Zeitung, что основания для запрета демонстрации не было. "У нас очень свободное право на проведение собраний, что сужает границы для действий органов, регулирующих их порядок", — сказал он. По его словам, власти тщательно изучили возможность запрета акции, но юристы однозначно отвергли такой вариант. В правовом смысле демонстрация прошла мирно, констатировал начальник полиции.

"Речь не о том, уместны ли выражаемые на демонстрациях мнения, или они направлены против нашей конституции. Мерилом всегда является уголовное право. И даже тогда запрет требует дополнительных фактов того, что демонстрация в целом может принять насильственный или преступный характер", — отмечает Шнабель. При этом, с его точки зрения, акции Muslim Interaktiv представляют собой исламистскую угрозу нового качества. "Опасное в этой группе то, что они распространяют нарратив жертвы и пытаются создать впечатление, как будто говорят за большую часть мусульман, что определенно не так", — отметил он.

Центральное управление по госбезопасности при прокуратуре Гамбурга намерено тщательно изучить лозунги и надписи на плакатах исламистов. Шнабель считает, что для принятия мер против группировки и ее акций следует рассмотреть возможность запрета Muslim Interaktiv на федеральном уровне. При этом в конце апреля парламент Гамбурга голосами Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и "Зеленых" отклонил запрос христианских демократов (ХДС) на начало такой процедуры.

Доморощенные исламисты

Как пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, большая часть проживающих в Германии исламистов, которых правоохранительные органы относят к потенциально опасным, являются гражданами ФРГ. Издание ссылается на ответ правительства страны на соответствующий запрос фракции "Альтернатива для Германии" (АдГ) в Бундестаге. По данным кабмина, по состоянию на 3 апреля 2024 года правоохранительные органы причисляли к группе лиц, представляющих потенциальную угрозу для общественной безопасности, 480 человек. Из них 342, то есть 71%, имеют германское или двойное гражданство.

В этой связи странными представляются заявления Минюста ФРГ, прозвучавшие после демонстрации в Гамбурге. В соцсети X (ранее Twitter) пресс-служба ведомства написала: "Мы живем в Германии в правовом государстве. Тот, кто тут намерен призывать к халифату, не имеет отношения к нашей стране. Здесь, в Германии, действует Основной закон". Остается загадкой, кого имеет в виду министерство, говоря о том, что кто-то не относится к стране. Сам министр Марко Бушман выразился схожим образом. "Тот, кому халифат милее, чем государство Основного закона, вправе эмигрировать", — написал он в X.

В германской конституции потеря гражданства возможна лишь в крайних случаях, в частности если человек переходит в гражданство другой страны или служит в вооруженных силах иного государства. Вопреки желанию человека лишение вообще может рассматриваться только в том случае, если он не станет лицом без гражданства. Так что неприятие существующего государственного порядка или религиозная позиция не могут быть основанием для потери германского гражданства. Такого рода последствия немецким исламистам, видимо, не грозят.

Возникает вопрос, как государству, с одной стороны, остановить радикализацию молодых мусульман, с другой, по какому пути пойти, чтобы не допустить злоупотребления свободой собраний и выражения мнения? Канцлер ФРГ Олаф Шольц, комментируя акцию в Гамбурге, заявил, что "всему тому, что имеет отношение к исламистской деятельности, нужно противодействовать посредством возможностей нашего правового государства". Глава правительства ФРГ призвал внимательно изучить, какие меры следует принять. "Красные линии должны быть совершенно четкими: никакой террористической пропаганды для ХАМАС, никаких лозунгов, разжигающих ненависть по отношению к евреям, никакого насилия", — заявила, в свою очередь, Фезер газете Der Tagesspiegel. По ее словам, если дело доходит до таких правонарушений, то "необходимо немедленное жесткое вмешательство [правоохранительных органов] во время демонстраций". "Это красная линия, на которой заканчивается защита свободы собраний и выражения мнения", — подчеркнула министр.

По всей видимости, в случае повторения взываний к халифату в Германии власти от слов перейдут к практическим шагам, первым из которых может стать запрет на деятельность Muslim Interaktiv и родственных ей организаций.