Войти в почту

Заявка Аргентины на партнерство с НАТО как новое проявление безусловной верности США

На прошлой неделе правительство Аргентины вновь продемонстрировало категоричность своих геополитических предпочтений. Министр обороны южноамериканской страны Луис Петри сообщил, что Буэнос-Айрес подал заявку на включение страны в список глобальных партнеров НАТО. Президент Аргентины Хавьер Милей уже неоднократно показывал, что для него во внешней политике идеология важнее прагматизма. Но тем не менее в момент, когда все больше стран стремятся не занимать ничью сторону, тем более в противостоянии более крупных держав и блоков, такое упорство в присяге определенному военному альянсу все еще вызывает недоумение.

Заявка Аргентины на партнерство с НАТО как новое проявление безусловной верности США
© ТАСС

Не стоит забывать и о территориальном споре между Аргентиной и одним из членов НАТО — Великобританией — о принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов. Сам Милей, похоже, не видит противоречия, поскольку он считает, что США поддерживают притязания Аргентины. По крайней мере, такое заявление он сделал по итогам посещения страны главой Южного командования Вооруженных сил США Лорой Ричардсон. В свою поездку она включила самый южный город Аргентины Ушуайю — столицу провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики. Милей специально полетел туда же, чтобы вместе с Ричардсон посетить место создания новой военной базы. Первый камень был заложен еще при правительстве экс-президента Альберто Фернандеса, теперь же Милей подтвердил, что власти продолжат реализацию проекта, и указал на участие в нем США. Милей потом сказал, что "создавая военную базу в Ушуайе, США поддерживают притязания Аргентины на Антарктиду" и спорные острова. Однако звучит такая интерпретация слишком самонадеянно. Да и степень участия Соединенных Штатов в организации базы не раскрывается.

Вашингтон неоднократно заявлял, что обеспокоен ростом влияния Китая в Латинской Америке, и Буэнос-Айрес мог бы использовать это в свою пользу в переговорах с США, в том числе в вопросах Мальвинских островов. Но, судя по поспешности заявлений и шагов, правительство Милея, приступившее к работе лишь в декабре прошлого года, предпочло показать безусловную верность Вашингтону и их союзникам, не требуя ничего взамен.

Нехватка финансирования для военных

Есть ли практический смысл партнерства с НАТО для Аргентины? Вооруженные силы южноамериканской страны годами не получали должного финансирования, в стране наблюдается нехватка современной военной техники и хорошо обученных специалистов. Аргентинские военные испытывают сложности в охране исключительной экономической зоны от браконьеров. Но страна уже имеет статус основного союзника США вне НАТО, получает поддержку от Вашингтона и участвует в совместных военных учениях.

Так, во время визита Ричардсон была осуществлена официальная передача Аргентине военно-транспортного самолета C-130 Hercules. Ранее в апреле Петри сообщил о покупке 24 истребителей F-16 у Дании, собранных почти 40 лет назад, за $650 млн. США уже объявили, что предоставят Аргентине $40 млн для первого платежа. Правда, использовать самолеты южноамериканская республика сможет не раньше, чем через два года, поскольку военная база, к которой будут приписаны истребители, не готова их принять, согласно информации аргентинской газеты Cronista. Кроме того, потребуется провести обучение пилотов и механиков. Как отмечает издание, у вооруженных сил сейчас нет средств на выполнение обеих задач. При этом о покупке было объявлено на фоне декларируемого правительством Милея сокращения всех расходов для избавления от дефицита бюджета. Прошлая аргентинская администрация рассматривала покупку у Китая 12 истребителей JF-17 Thunder, но новое правительство почти сразу после прихода отвергло такую возможность.

Администрация Милея, вероятно, рассчитывает за счет партнерства с НАТО ускорить модернизацию своих вооруженных сил, но, учитывая наложенные Лондоном после Фолклендской войны рестрикции на поставки Аргентине военной технике, эти возможности могут быть ограничены. 

Не только США

Также администрация Милея демонстрирует безусловную поддержку Израиля. Аргентина стала одной из шести стран, которая 5 апреля проголосовала против резолюции Совета ООН по правам человека, потребовавшего от Иерусалима прекратить оккупацию палестинской территории и блокаду сектора Газа. А министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич прямо сказала: "Призывы к миру не являются аргентинской позицией".

При этом, по всей видимости, за приверженностью Израилю стоит не только вера в формулировки времен холодной войны с противостоянием "свободного и несвободного мира", но и более личные причины. Милей, выросший в католической семье, последние годы практикует ритуалы из иудаизма. По его словам, от обращения его останавливают только ограничения, которые помешали бы ему выполнять обязанности президента, как, например, соблюдение шабата. По решениям правительства Аргентины видно, что Милей воспринимает все связанное с Израилем очень близко к сердцу — из-за ударов Ирана по Израилю президент Аргентины отменил свою поездку в Данию и приказал срочно созвать кризисный комитет, хотя страну от зоны конфликта отделяют более 12 тыс. км.

Из-за столь сильного сближения с Израилем и поддержкой всех решений правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Аргентине звучат упреки в адрес администрации Милея и опасения, что страна может стать целью для террористов. В стране было два теракта, направленных против местной еврейской общины. В 1992 году взрыв произошел у посольства Израиля в Буэнос-Айресе, в 1994-м — у еврейского культурного центра. Жертвами в общей сложности стали более 100 человек. Аргентинское следствие считает, что к взрывам был причастен Иран.

Отказ от "призывов к миру" администрация Милея демонстрирует и в отношении других конфликтов. В недавнем интервью CNN Милей, который собирается посетить Украину в июне, сообщил, что Министерство обороны Аргентины обсуждает с властями этой страны предоставление военной помощи. Чем именно Буэнос-Айрес, сам нуждающийся в поддержке других стран, например в сфере безопасности, может помочь Киеву, не уточняется.

Непозволительная роскошь

По внешней политике Милея может показаться, что у Аргентины нет собственных проблем и она в состоянии себе позволить отказываться от потенциальных партнеров только по идеологическим причинам. Тем временем Китай, который в принятой в 2022 году стратегии НАТО называется системным оппонентом и конкурентом альянса, является вторым по объему торговым партнером Аргентины. Первое место занимает Бразилия, с властями которой Милей тоже уже успел поссориться, третье — США.

При этом отношения между Буэнос-Айресом и Пекином сегодня можно назвать натянутыми, несмотря на все попытки главы МИД Аргентины Дианы Мондино при помощи публикаций в соцсетях фотографий со встреч с китайскими дипломатами и чиновниками убедить всех в обратном. Милей неоднократно заявлял, что не собирается продвигать отношения со странами, правительства которых он считает коммунистическими, как, например, Китая и Бразилии. Каждый раз при этом он повторял, что частному бизнесу не будут мешать вести дела с этими государствами, но было бы наивно полагать, что отношения между правительствами не влияют на торгово-экономические связи.

Китай не только важный рынок для аргентинской продукции, но и источник инвестиций для энергетических проектов. С декабря 2023 года уже заморожено строительство двух плотинных ГЭС в аргентинской провинции Санта-Крус из-за отсутствия финансирования, предоставляемого китайскими компаниями. В июне истекает срок действия части валютного свопа, предоставленного Китаем, и пока нет ясности, собирается ли Пекин продлить его или потребовать вернуть. Сейчас на китайский валютный своп приходится 60% резервов аргентинского Центробанка. Возможно, Милей надеется, что безусловная поддержка США поможет его правительству получить вместо этого финансирование от Международного валютного фонда (МВФ). Но пока у Аргентины, задолженность которой перед международной организацией составляет более $44 млрд (и та уже потребовала соглашения о реструктуризации), не очень ладится с этими кредитами.

В случае одобрения заявки Буэнос-Айреса Аргентина станет второй страной в Латинской Америке со статусом глобального партнера альянса после Колумбии. Таким образом, уже две крупные страны региона, где растет влияние Китая, будут союзниками его конкурентов.