Войти в почту

Удары Ирана по Израилю: как атаки Тегерана скажутся на действиях в зоне СВО

В ночь на 14 апреля Тегеран нанес удар по Израилю в ответ на атаку по посольству Ирана в Дамаске 1 апреля, в результате которой погибли высокопоставленные иранские офицеры. Американские СМИ сообщают, что в сторону Израиля запущено 185 беспилотников, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса «земля-земля». При этом наблюдатели и эксперты отмечают, что последствия иранских ударов ограничены поражением военных объектов, включая израильскую базу в пустыне Негев.

Удары Ирана по Израилю: как атаки Тегерана скажутся на действиях в зоне СВО
© Парламентская газета

Станет ли Тель-Авив при поддержке США ввязываться в очередной обмен ударами с Ираном и как конфликт на Ближнем Востоке скажется на Украине? Об этом «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

- Владимир Михайлович, некоторые наблюдатели отмечают странности в иранских атаках на Израиль. В частности, это связано с тем, что о них было заявлено заранее, БПЛА и большая часть ракет летели до целей в течении двух часов, что помогло их сбить. Хотя, как правило, если удар хотят нанести, то делают это без лишних объявлений. Как можете объяснить столь высокую демонстративность действий Тегерана?

- Иран не мог не ответить — иначе потерял бы лицо в глазах своих соседей, в глазах всего арабского мира. Как правило, нападающая сторона не сообщает о начале атаки. Но Иран это сделал. В Израиле говорят, что практически все БПЛА и ракеты перехвачены или сбиты, иранский Корпус стражей исламской революции, наоборот, заявляет, что все ракеты попали в цель. Полагаю, что доверять в полной мере заявлениям ни той, ни другой стороны пока не стоит, надо подождать, чтобы оценить реальные последствия атаки Ирана. Но все-таки считаю, что атака Ирана была ограниченной и была произведена исключительно в рамках ответа на удар Израиля по Дамаску.

- Иран готовил свой ответный шаг десять дней. Означает ли это, что атака 14 апреля — не единственный удар, осуществленный Тегераном?

- Постоянное представительство Ирана при ООН уже заявило, что цели ответного удара выполнены. Этим может все и ограничиться — Израиль продолжает войну в Газе, и ему, несмотря на некоторые воинственные заявления, не с руки развязывать масштабный военный конфликт. Может начаться дипломатическая война, а военные действия здесь, полагаю, будут сходить на нет.

Единственное, что смущает — то, что американцы внутри США активно включились в обсуждение темы. И Трамп заявляет, что не оставит Израиль в беде, что надо наращивать туда военные поставки. А демократы во главе с администрацией Байдена традиционно поддерживали Тель-Авив.

- Израиль запросил проведение спецзаседания Совбеза ООН. Можно предположить, чего будет добиваться на нем Тель-Авив?

- Израиль будет добиваться оправданий своих действий во время удара по Дамаску, добиваться помощи своему населению после иранской атаки. Но надо учитывать, что мир сегодня разделился условно на три части — во-первых, те, кто однозначно поддерживает Израиль (это, как правило, коллективный Запад — достаточно посмотреть на воинственные заявления канцлера Германии Шольца), во-вторых, те, кто выражает солидарность с Ираном, причем не только арабский мир, но и, например, такие страны, как Колумбия, и, в-третьих, те, кто активно всех призывает к миру, в числе которых находятся Китай и Россия. Совбез, на мой взгляд, должен найти решение, которое выгодно и для Ирана, и для Израиля.

- Как конфликт между Ираном и Израилем может повлиять на ход событий в зоне СВО?

- Для киевского режима это очень плохо скажется. Про него на Западе попросту забудут. Сейчас американцам нужно возобновить поставки установок ПВО в Израиль, которые частично разрушены после атак Ирана. Поэтому, если на Украину и пойдет военная помощь, это будет мизерная часть. Если же будет наоборот, то внутри США американскую власть никто не поймет — ни республиканцы, ни демократы. И те и другие однозначно хотят поддержать Израиль, а не делить военную помощь с Украиной… Этого американский избиратель почти наверняка не поймет.