Потерянные слова: что исчезло из обращения Макрона по геноциду в Руанде

Почти миллион погибших — таков кровавый итог геноцида в Руанде против этноса тутси весной 1994 года. Об этой трагедии мир, и Франция в том числе, вспоминал в минувшее воскресенье, 7 апреля, в 30-ю годовщину событий.

Потерянные слова: что исчезло из обращения Макрона по геноциду в Руанде
© ТАСС

Президент Пятой республики Эмманюэль Макрон адресовал участникам мемориальной церемонии в руандийской столице Кигали специальное видеообращение. Чтобы привлечь максимальное внимание прессы к позиции Франции, Елисейский дворец в преддверии церемонии пошел на не совсем обычный шаг. Основные тезисы выступления президента были заранее сообщены журналистам в форме прямых цитат. Но что-то пошло не так.

Цитата, которой не было

Изучив тезисы, обозреватели обнаружили, что Макрон не только подтвердил собственные прежние заявления об "удручающей ответственности" Парижа за руандийскую трагедию, сделанные им во время визита в Кигали в 2021 году. Теперь в дополнение к этому, как следовало из переданных прессе фрагментов видеообращения, он констатировал, что весной 1994 года Франция и ее союзники на Западе и в Африке "не проявили воли", чтобы остановить истребление в течение 100 дней значительной части народности тутси. Именно эта цитата — об отсутствии воли — из еще не произнесенного президентского обращения привлекла особое внимание и в Кигали, и в самом Париже.

Доклад историков, подготовленный в 2021 году под руководством французского исследователя Венсана Дюклера, незадолго до поездки Макрона в Кигали, установил "тяжелую и удручающую ответственность" Франции и президента-социалиста той эпохи Франсуа Миттерана, а также его окружения за расистский произвол правительства хуту. К признанию этой ответственности был пройден долгий путь. После многих лет напряженности и даже разрывов во франко-руандийских отношениях первым президентом Франции, отправившимся в Кигали, стал Николя Саркози. В феврале 2010 года он признал серьезные ошибки французских властей, которые привели к трагическим последствиям.

В правление социалиста Франсуа Олланда, сменившего в Елисейском дворце Саркози, в отношениях между двумя странами вновь наступил ледниковый период. Но после прихода к власти Макрон сделал важный шаг, отправившись в 2021 году в Кигали, где он наряду с признанием ответственности за руандийскую трагедию заявил, что "те, кто пережил ночь, возможно, смогут простить" Францию. Эта речь тогда встретила высокую оценку президента Руанды Поля Кагаме, отметившего "огромную смелость своего друга Макрона".

В своих новых выводах "Париж сделал шаг вперед", считает Дюклер, возглавляющий c 2019 года комиссию историков по изучению роли Франции в событиях в Руанде. Поддержав тезисы Макрона, Дюклер выразил мнение, что своим "сильным заявлением" об отсутствии у Парижа и союзников "воли помешать геноциду" Макрон вернулся на первый план в деле по установлению всей правды о руандийской трагедии.

Однако, к удивлению прессы, в президентском послании, прозвучавшем 7 апреля, не оказалось тех слов, которые Елисейский дворец передал 4 апреля. В итоговой версии видеообращения Макрон заявил, что Франция признает свою ответственность "именно в тех терминах", в которых он сказал об этом 27 мая 2021 года в речи в Кигали. Признавая тогда ответственность Франции за произошедшую в Руанде трагедию, Макрон одновременно подчеркивал, что Франция "не была соучастницей" организаторов убийств. "Мне нечего добавить к сказанному тогда", — отметил президент в воскресном обращении.

История конфликта

Восстанавливая ход событий, исследователь Тома Офнунг, ведущий курс по истории африканских конфликтов в Высшей школе при парижском Институте международных и стратегических исследований (IRIS), напоминает, что истребление тутси началось в Руанде на следующий день после того, как 6 апреля 1994 года был сбит самолет, на борту которого находился президент страны Жювеналь Хабиаримана (хуту по происхождению). В Кигали обвинили в авиакатастрофе Руандийский патриотический фронт и его лидера Поля Кагаме (выходца из тутси). При этом местные власти не позволяли ООН провести расследование обстоятельств катастрофы.

Вскоре после начала геноцида в Руанде в апреле 1994 года Париж отправил туда французские войска, чтобы эвакуировать выходцев из Франции и некоторых иностранцев. В то же время США, возглавляемые тогда Биллом Клинтоном, маневрировали в коридорах ООН с тем, чтобы избежать участия в военной интервенции в Руанде. В речи, которую Макрон произнес в 2021 году, он выразил пожелание, чтобы вместе с Францией и все остальные страны, участвовавшие в этом периоде руандийской истории, открыли свои архивы. 

Три месяца спустя после начала геноцида, в условиях когда президент Франсуа Миттеран был скован своей поддержкой прежнему режиму Кигали, указывает Офнунг, французское правительство во главе с Эдуардом Балладюром начало операцию Turquoise ("Бирюза") с согласия ООН. К тому времени почти миллион тутси был истреблен. На месте конфликта действия французских военных состояли главным образом в создании буферной зоны, которая позволила представителям народности хуту, ответственным за геноцид, бежать в соседнее Конго от наступления сил Руандийского патриотического фронта Поля Кагаме.

Полемика

Пресса считает инцидент с потерянной цитатой президента классическим случаем quiproquo, когда одно принимают за другое из-за различной интерпретации слов. Заблаговременно детали заявления президента сообщила прессе на брифинге в Елисейском дворце его советница. В беседе с телеканалом France Info она взяла на себя ответственность за ошибку, признав, что на брифинге неверно процитировала проект обращения, вызвав неправильную интерпретацию позиции главы государства. По ее словам, приписанные ему слова никак его не обязывают и он привержен собственным заявлениям 2021 года. 

Президент Руанды Поль Кагаме, видимо, пока не склонен участвовать в полемике вокруг заявлений Макрона. На пресс-конференции в Кигали 8 апреля руандийский лидер отметил: "Я слышал разноречивую информацию по поводу этого заявления или его версий, но предпочитаю сосредоточиться на положительных элементах, к которым мы можем прийти в результате прогресса в отношениях". Руанда, подчеркнул ее лидер, по-прежнему "заинтересована в таком прогрессе".

Тем не менее, ссылаясь на мнение французских дипломатов в Кигали, газета Le Monde пишет об опасениях, что эпизод с неправильной цитатой может повредить французской политике на Африканском континенте.

В полемику включились и политические оппоненты Макрона — прежде всего парижский Институт Франсуа Миттерана, носящий имя президента-социалиста, который возглавлял Францию в 1981–1995 годах. Институт в своем заявлении осудил "рискованную коммуникацию и отсутствие четкого опровержения со стороны Елисейского дворца по поводу высказываний, приписанных президенту Макрону". Там также заявили, что "действия Франции начиная с 1990 года были проникнуты стремлением предотвратить катастрофу в Руанде". Руководство института призвало Макрона прояснить свою позицию: "Речь идет о доверии к Франции на международной сцене".

Несогласие с президентом выразил и бывший командующий операцией Turquoise генерал Жан-Клод Лафуркад. Он заявил, что Turquoise была проявлением воли Франции остановить геноцид. Отрицать это "неприемлемо в глазах солдат, которые выполнили свою сложную миссию с отвагой и честью". "Но американская блокада в ООН не позволила начать операцию Turquoise раньше июня", — указывает генерал. По его словам, несмотря на то что операция запоздала, она остановила геноцид и "спасла жизни 15 тыс. руандийцев". "Почему не задать вопрос об отсутствии воли у западных стран остановить геноцид?" — спрашивает он. "Для Франции сделать это было гораздо труднее, учитывая ее предыдущие соглашения о сотрудничестве с Руандой", — отмечает военный.

Свое заявление генерал Лафуркад опубликовал на сайте Ассоциации поддержки французской армии ASAF, что повышает вероятность включения в полемику военных кругов.