Даст ли Совбез ООН моральное право Ирану ответить Израилю за убийство генералов
В ночь на среду 3 апреля состоится внеочередное заседание Совета безопасности ООН, созванное по запросу России в связи с ударом израильской армии по зданию диппредставительства Ирана в Дамаске. Предстоящая встреча пройдет эмоционально, но не принесет каких-либо зафиксированных на бумаге итогов. Позиции сторон выглядят предсказуемыми. Москва настаивает, что действия еврейского государства стали "вопиющим нарушением Устава ООН, международного права и принципа неприкосновенности дипломатических и консульских учреждений". В этом ее точку зрения с высокой вероятностью поддержат большинство мусульманских государств.
Свои пояснения через дружеские СМИ сделал до начала заседания Израиль, изменив прежней привычке не комментировать удары своих вооруженных сил. Представитель израильской армии контр-адмирал Дэниел Хагари сообщил, что атакованный объект не был консульством или посольством. "Это военный центр сил "Аль-Кудс", замаскированный под гражданское здание в Дамаске", - цитирует CNN Хагари.
Не характерной в этом инциденте выглядит словохотливость и иранской стороны. Западные СМИ, сославшись на неназванных членов Корпуса стражей Исламской революции Ирана подтвердили, что Израиль нанес удар во время секретной встречи представителей иранской разведки и палестинских группировок, где обсуждалась ситуация в секторе Газа. Иран практически сразу назвал имена погибших в Дамаске. Были убиты три высокопоставленных генерала сил "Аль-Кудс", отвечавших за проведение военных операций в регионе. Наиболее значимая и публичная фигура - бригадный генерал Мухаммад Реза Захеди, служивший в подразделении, специализирующемся на военной разведке и нетрадиционных методах боевых действий. В прошлом он занимал должность командующего сухопутными войсками Корпуса стражей исламской революции. Также в Дамаске был убит начальник генштаба сил "Аль-Кудс" в Сирии и Ливане бригадный генерал Хоссейн Амиролла. Кроме военных, Иран сообщил о гибели нескольких дипломатов с многолетним стажем, принимавших участие в переговорах.
Подобная "открытость" Тегерана, поименно назвавших жертв израильского нападения в сочетании с обещаниями первых лиц иранского государства отомстить, дополнительно подчеркивают напряженность сложившейся обстановки. Во вторник американская администрация допустила намеренную утечку, сообщив на условиях анонимности СМИ, что Израиль не согласовывал с Белым домом нападение на иранскую дипмиссию. Белый дом предпринял все от него зависящее, чтобы довести до Тегерана сведения о своей неосведомленности и непричастности к бомбежке после того, как сотрудника посольства Швейцарии, представляющего американские интересы в Иране, вызвали в местный МИД. Через него правительству США "как стороннику израильского режима", было передано "важное сообщение". То, что в нем содержалось, настолько обеспокоило Вашингтон, что администрация Байдена поспешила напрямую сообщить иранцам: США в подготовке израильского удара не участвовали, "понимают возникшие риски и не хотели, чтобы сейчас все вспыхнуло с удвоенной силой". Такую версию событий излагает телеканал NBC, сославшись на двух неназванных американских чиновников.
Переживания Белого дома выглядят не напрасными: Ирану хорошо известна существующая в администрации Байдена практика делиться разведданными с Израилем, которая сложилась после нападения движения ХАМАС на еврейское государство 7 октября. Так что в Тегеране имели все основания предполагать, что необходимые для убийства генералов целеуказания Тель-Авив получил из американских источников. В этом случае соучастие США в убийстве иранских военнослужащих втянуло бы страну в конфликт на Ближнем востоке, чего перед предстоящими в ноябре президентскими выборами Байден наверняка стремится избежать. Белый дом не отказывается от дальнейшей поддержки Израиля и даже объявил во вторник о планах продать ему 50 истребителей F-15 на 18 миллиардов долларов, но с важным нюансом - эти самолеты еще не произведены и в распоряжение Тель-Авива попадут не ранее, чем через пять лет.
По состоянию на вторник Иран демонстрирует сдержанность в отношении ответных мер. Эксперты обратили внимание, что, несмотря на призывы демонстрантов, верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи не потребовал джихада против Израиля. В то же время, нападение на иранский дипломатический объект в Сирии в глазах арабской улицы выглядит сродни прямому нападению израильтян на территорию самого Ирана. Если ответ Тегерана окажется недостаточно демонстративным, это пошатнет позиции иранцев в Сирии. Тогда как чрезмерная по жестокости реакция втянет Иран в прямую конфронтацию с Израилем с последующим "подключением" к этой войне американцев. Возможно, это тот сценарий, на реализацию которого рассчитывает израильский премьер Беньямин Нетаньяху, но долгосрочным интересам Тегерана он точно не отвечает.
В Тегеране имели все основания предполагать, что необходимые для убийства генералов целеуказания Тель-Авив получил из американских источников
Предстоящий во вторник Совет безопасности ООН, с точки зрения Тегерана, закрепит моральное право иранской стороны на ответные действия поскольку с большой вероятностью в ходе дискуссии Тель-Авив окажется в явном меньшинстве. Против интересов Израиля дополнительно сработал инцидент с семью волонтерами благотворительной организации Всемирная центральная кухня. Они погибли в понедельник в секторе Газа после израильского воздушного удара. Убитые были выходцами из Австралии, Польши, Британии, имели двойное гражданство США и Канады. На палестинских территориях они занимались распределением прибывающей морским путем гуманитарной помощи. Многие мировые СМИ вынесли эту трагедию на первые полосы.
Посол Ирана в Сирии Хоссейн Акбари, оставшийся невредимым после израильского удара, назвал состоявшееся нападение испытанием для своей страны, но подчеркнул, что Тегеран по-прежнему стремится избежать втягивания в открытый полномасштабный конфликт с Израилем. В то же время близкие в правительству Ирана консервативные круги называют такую стратегию ошибочной и провалившейся после гибели трех генералов. И требуют от властей открытых, не закулисных военных действий против еврейского государства. Чья точка зрения возобладает, сказать затруднительно, но очевидно, что грань, отделяющая Тегеран и Тель-Авив от масштабного столкновения с использованием всех доступных арсеналов, истончилась до критической степени.
Даже в Израиле политические оппоненты премьера стали подозревать, что "Нетаньяху хочет вечной войны, которая будет продолжаться и продолжаться". Тогда как полной победы не видно на горизонте. Не изменит ситуацию практически предрешенное вторжение израильской армии на юг сектора Газа. На этой еще подконтрольной Хамас территории скопилось более миллиона палестинских беженцев и действия Израиля с высокой вероятностью приведут к гуманитарной катастрофе, преумножив градус ненависти к еврейскому государству в мире.
Как написал возмущенный происходящим обозреватель "Нью-Йорк Таймс" Томас Фридман, "я бы не позволил этому экстремистскому израильскому кабинету быть официантами на бар-мицве (церемония религиозного совершеннолетия у мальчиков - прим. "РГ") моего внука". Однако опросы общественного мнения, проводимые в Израиле, демонстрируют, что курс нынешнего кабинета поддерживают даже те, кто критикует Нетаньяху и не хотел бы видеть его премьером. Просто потому, что "коней на переправе не меняют", и в ситуации, когда общественное мнение Израиля расколото практически пополам, быстро выбрать нового лидера может оказаться непосильной задачей для воюющей страны.