Войти в почту

Ватикан прозападный, Ватикан пророссийский – с кем Папа?

Ватиканский «министр иностранных дел», секретарь Святого престола по отношениям с государствами архиепископ Пол Галлахер на минувшей неделе отметился заявлениями на тему украинского конфликта.

Ватикан прозападный, Ватикан пророссийский – с кем Папа?
© Свободная пресса

В беседе с журналом американских иезуитов America он расшифровал слова о «белом флаге» для Украины, которые ранее произнес папа Римский Франциск. По мнению Галлахера, речь идет лишь о защите идеи переговоров об окончании противостояния, но никак не о капитуляции киевского режима.

При этом архиепископ подтвердил, что продолжает поддерживать «территориальную целостность Украины», но признает за Киевом право «предпринимать любые шаги, которые могли бы сделать возможным достижение справедливого мира», даже если это затронет ее границы.

Но затем в интервью итальянскому государственному телеканалу RAI секретарь, отвечая на вопрос об активном обсуждении в Евросоюзе проектов создания общеевропейского военно-промышленного комплекса, заявил, что «Европа должна взять на себя ответственность за свою оборону», хотя в то же время «оборона – это не только вопрос оружия», но и «институты, способствующие соглашениям между народами».

В этой связи Галлахер вновь подчеркнул, что «мы должны сделать все, чтобы избежать поражения Украины», потому что оно «радикально изменит ситуацию».

Это заявление высокопоставленного ватиканского дипломата полностью совпадает с риторикой коллективного Запада, звучащей с начала специальной военной операции. Но западные политики исходят из понимания своих нужд, а не Украины, в чем признался верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель. В интервью телеканалу CNN он сообщил, что «мы не можем позволить России выиграть эту войну (Для РФ - Спецоперация) , иначе интересы США и Европы очень пострадают».

А чьи интересы защищает Галлахер – украинского народа в целом и верующих в частности, града-государства Ватикан или Святого престола, как религиозного центра всемирного католицизма?

Ватикан с февраля 2022 г. проводит неоднозначную и зачастую ставящую в тупик политику по отношению к украинскому конфликту и принципам его потенциального урегулирования. Секретарь по отношениям с государствами, британский архиепископ Галлахер выступает фактически на стороне коллективного Запада с его идеями не допустить поражения Украины и не дать победить России.

Однако нельзя сказать, что большинство в Римской курии разделяют эти убеждения. Если говорить о католической «партии войны», то ее главная опора – это, скорее, епископат Польши, Германии и США. Что касается папы Франциска, то он отказывается выступать в роли «капеллана НАТО», а некоторые его жесты и заявления вызывают острую критическую реакцию на Украине и Западе.

Как замечает итальянский ватиканист Марко Полити, Франциск «дипломатически изолирован среди стран-членов НАТО», но находится «на одной волне с большинством мировых держав». Безусловно, это не делает понтифика «пророссийским». Но и такой папа неугоден тем, кто ностальгически вспоминает «антикоммунистического» польского папу Иоанна Павла II.

Более того, Франциск выстраивает параллельные каналы взаимодействия с Россией в обход государственного секретариата Святого престола, констатируют многие эксперты, отмечая «размежевание между папским словом и словом ватиканского дипломатического аппарата». Знаковым стало назначение в качестве спецпредставителя папы по мирному урегулированию президента Конференции католического епископата Италии кардинала Маттео Дзуппи, совершившего поездки в Киев, Вашингтон, Москву и Пекин.

В российской столице собеседниками кардинала в июне прошлого года были как государственные чиновники, так и предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эта личная «папская дипломатия» раздражает католическую «партию войны», требующую предать остракизму русского патриарха.

Можно вспомнить, например, как в июне 2022 г. префект Дикастерии по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох в интервью немецкому католическому изданию Tagespost называл «ересью» и «фальшивой доктриной» занятую предстоятелем РПЦ позицию по отношению к украинскому конфликту. Хотя ранее Кох был сторонником сближения католиков и российских православных.

Тем не менее специальная военная операция не развела по разным углам ринга Святой престол и Московский патриархат. Отношения между ними сложные, но диалог продолжается.

Если что сегодня и выглядит как потенциальный камень преткновения между двумя Церквами, то это не украинский вопрос, а опубликованная в декабре прошлого года Дикастерией вероучения спорная декларация Fiducia Supplicans, разрешающая священникам благословлять пары, состоящие в «нелегитимных отношениях», включая однополые союзы.

В недавнем решении Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата было подчеркнуто, что «это нововведение отражает резкий отход от христианского нравственного учения».

Но и Украинская греко-католическая церковь, крупнейшая в мире католическая Церковь восточного обряда, отказалась следовать Fiducia Supplicans. Как заявил глава украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук, «эта декларация распространяется исключительно на латинскую Церковь и не имеет юридической силы для верующих УГКЦ».

Следует отметить, что для украинских греко-католиков характерно недоверие понтификату папы Франциска, особенно обострившееся после «пророссийских» заявлений понтифика. Святой престол тормозит возведение главы УГКЦ в сан патриарха, что является давней заветной мечтой униатов, на это не пошел даже «проукраинский» папа Иоанн Павел II.

Во время «обострений» украинские греко-католики припоминают Ватикану «старые грехи», в частности, курс папы Павла VI, который в 1970-х дал старт «восточной политике», направленной на примирение с Русской православной церковью, что униаты восприняли как «предательство» украинских католиков во имя сближения с российским «политизированным православием».

В условиях, когда сегодня киевская хунта и вставшие на ее сторону религиозные организации незалежной проводят репрессивную политику в отношении Украинской православной церкви, Ватикан, не вмешиваясь открыто, осторожно дает понять о своем негативном отношении к давлению на УПЦ.

«Посольство регулярно информирует ватиканскую сторону на всех уровнях о притеснениях канонической Украинской православной церкви, – заявил в феврале этого года посол России при Святом престоле Иван Солтановский. – Ситуация с преследованием людей по религиозным мотивам беспокоит наших ватиканских собеседников. Святой престол и лично папа Римский публично призывают положить конец религиозной дискриминации и защитить свободу вероисповедания».

Таким образом, можно констатировать наличие двух партий в Ватикане по отношению к украинскому конфликту. Одна из них хотела бы сохранить на будущее возможность поддерживать диалог с российскими властями и Московским патриархатом. Другая руководствуется интересами коллективного Запада и настроена на конфронтацию. Святой престол и папа Франциск в этой ситуации лавируют.

В конце концов, Ватикан вынужден считаться с западным общественным мнением, включая антироссийскую позицию ряда западных католических церквей. А их голос в публичном пространстве доминирует, хотя мало что известно, как к событиям на Украине относятся католики Глобального юга.

В перспективе от Святого престола в лучшем случае можно ждать того, что папа Франциск будет по-прежнему дистанцироваться от попыток сделать его «капелланом НАТО» и предать Московский патриархат «анафеме». Это задел на то, чтобы не сжигать мосты между Ватиканом и Россией. Не много, но и не мало по нынешним временам.