НАТО убивает. 25 лет с начала бомбардировок Югославии

Убийства в «Крокусе» произошли за два дня до годовщины другой трагедии – трагедии целого народа. Ровно 25 лет назад войска НАТО начали бомбардировки Югославии, исключительно в гуманитарных целях. Тогда погибли свыше 2,5 тысячи человек, среди них 87 детей. В Белграде в воскресенье прошел траур у монумента юным сербам, погибшим в ходе операции альянса, сообщает политический обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш. «Европейский город с летними открытыми кафе, с сидящими за чашкой кофе людьми. Вдруг в 19:30 прозвучала первая воздушная тревога», – рассказал руководитель представительства Россотрудничества в Сербии Евгений Баранов. Последний раз сирены воздушной тревоги в Европе звучали во время Второй мировой войны. 24 марта 1999 года история повторилась.

НАТО убивает. 25 лет с начала бомбардировок Югославии
© Mir24.TV

«Помню китайское посольство, которое тоже рядом находится, ну и ряд других мест тоже когда был уничтожена телетелебашня, это было одним из символов Белграда», – отметил научный сотрудник Института европейских исследований из Белграда Стеван Гайич.

До 1991 года Югославия – процветающая страна. Она была самой капиталистической из всех социалистических стран. Уровень жизни высокий. Экономика – почти рыночная. В противовес Варшавскому договору и НАТО именно в Белграде было создано Движение неприсоединения.

«Это был период полного беспредела так называемого униполярного или однополярного мира, когда Соединенные Штаты добивались всего, чего они хотели», – отметил дипломат, экс-советник МИД Сербии Владимир Крышлянин.

Югославия начала распадаться. Сначала война в Словении и Хорватии. Белград не хотел отпускать республики. Потом в Боснии и Герцеговине. Все это усугублялось конфликтами на религиозной и национальной почве. В конце девяностых вспыхнул конфликт в Косово. Автономный край Косово и Метохия называют сердцем Сербии – историческим и духовным. Здесь князь Лазар сражался с турками. Здесь находятся 1500 сербских православных церквей.

«Албанцы, которые, по сути, решили взять эту землю себе, потому что их становилось все больше и больше, сербов «выдавливали» всеми возможными способами. И, конечно, отдать чуждому народу, агрессивному народу древнейшие исторические памятники, православные памятники, сербы никак не могли», – сказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Часть территории Косово тогда контролировали албанские ОПГ. Выходцем оттуда был и лидер косовских сепаратистов, а затем и президент Хашим Тачи. Сегодня его обвиняют в 98 убийствах и торговле органами. Жертвами черных трансплантологов стали сотни человек. «Я не признаю свою вину», – говорил бывший президент непризнанной Республики Косово Хашим Тачи.

Но в этнических чистках НАТО обвинил Белград и лично президента Слободана Милошевича. В Брюсселе потребовали согласие на ввод своих войск в Косово и широкую автономию для албанцев. Получив отказ, начали бомбить, не получив на применение силы мандата ООН.

«Все, что происходило, происходило без всякой попытки получить какое бы то ни было международное согласие, уж тем более соответствующие всем нормам международного права, согласия Совета Безопасности. Это был первый случай, когда абсолютно наплевали на точку зрения международного сообщества», – сказал Евгений Баранов.

Когда в столице – Белграде и крупнейшем городе Нови Саде разорвались первые бомбы, в небе над Атлантикой развернулся российский «борт номер два». Этот маневр в мировую историю вошел как «петля Примакова». Российский премьер летел в США, но, когда узнал об агрессии, решил вернуться.

«Позиция Примакова была такая, что в условиях начавшихся ударов визит не может быть проведен, поэтому разворачивается самолет. Для Евгения Максимовича это не было подвигом, каким-то значимым событием. Это был рядовой, абсолютно продуманный шаг: мы не можем продолжать какие-то переговоры вот в этих условиях, поэтому мы их прекращаем», – сказал руководитель Россотрудничества Евгений Примаков.

Пилоты НАТО в первую очередь атаковали мосты. Мирные жители дежурили на них. Добровольно становились живым щитом. Подержать главу республики Слободана Милошевича прилетел президент Беларуси Александр Лукашенко. Несколько недель не прекращались акции в поддержку Югославии в России. Тысячи протестующих вышли на улицы в тех городах, где работали американские консульства. Сразу после начала бомбардировок, в Москве к посольству США стали приходить люди. У них в руках кроме оскорбительных плакатов в адрес НАТО и Била Клинтона были чернильницы и куриные яйца. И все это летело в стену диппредставительства. Яйца, кстати, на несколько дней стали дефицитом в окрестных магазинах. Операция НАТО называлась «Союзная сила». 18 стран против одной Югославии. Но сербы и черногорцы достойно сопротивлялись и сбивали даже то, что сбить было очень сложно. Ракетой из еще советского комплекса С-125 «Нева» уничтожили американский истребитель – бомбардировщик невидимку F-117.

«Они на горе ставили на длинном проводе микроволновую печь, и когда она работала, то самолеты думали что там радар их фиксирует и поэтому все снаряды выпускали по этой горе а в ответ сербы били нашими старыми комплексами», –рассказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

НАТО применяло графитовые бомбы и боеприпасы с обедненным ураном. Последствия до сих пор ощущают на себе и сербы. И те, кто их бомбил. «В разы увеличилось количество людей, которые заболевают раком. 17:06 И на самом деле был период инкубации. То есть это не было сразу после бомбежек, а несколько лет спустя», – рассказал Стевен Гайич. Милошу Биковичу тогда было 11 лет. Когда НАТО бомбы падали рядом с его домом. Сербский, а теперь уже российский актер вспоминает, как просыпался от взрывов и прятался под столом.

«Мы тогда жили с матерью в Белграде. Я помню то состояние неизвестности, но я помню и ту солидарность, когда люди стали ближе друг к другу. И если бы мы были сегодня дружны так же, как во время бомбежек, наша жизнь была бы другой», – рассказал актер.

В этом фильме герой Милоша Биковича сербский полицейский Вук Петрович помогает российским спецназовцам взять под контроль аэродром Слатина в Косове и удержать его до прихода российских десантников. Сценарий основан на реальных событиях. Хотя многие детали той операции засекречены до сих пор. Например, миссия майора Юнус-Бека Евкурова ныне заместителя министра обороны Российской Федерации. Известно лишь, что его 18 спецназовцев оказались на аэродроме первыми еще в конце мая.

«Дали понять и блоку НАТО, и европейским государствам, и в целом всему миру, что советская армия, российская армия не умерла, она живая, здоровая, и с ней не надо шутить», – рассказал заместителя министра обороны РФ, в 1999 году майор Вооруженных сил РФ Юнус-Бек Евкуров.

Эту операцию вошла в историю. 206 десантников на 15 бронетранспортерах спутали карты всему Североатлантическому альянсу. Выехав из Боснии, российские миротворцы за сутки совершили марш-бросок в 613 километров. В Приштине их встречали словами «Браво, Русия!» «И когда они уже влетели в Приштину…весь город не спал, все вышли, там такое творилось. Цветы. Ну, такой фурор был очень сильный. И после этого Российская Федерация получила не то, что свой отдельный сектор в Косово, а определенные зоны, в которые она осуществляла миротворческую миссию», – отметил генерал-полковник в отставке, в 1999 году Командующий ВДВ Георгий Шпак.

Через пару часов к аэродрому подошла колонна британской армии с аналогичным приказом взять Слатину под свой контроль. Среди тех, кто должен был его выполнить, был капитан Джеймс Блант, в будущем известный певец и композитор. Но у российских десантников были другие планы.

«И этот начальник коровула командует. «Младший сержант Сидоров, к бою с колена заряжай». Тот с колена вставляет в гранату ствол РПГ-7 и прицелился под башню танка. Ну, башню снесло сразу, даже разговор быть не может. Капитан понял, что шутки плохи, вышел, покрутил виском», – вспоминает Георгий Шпак.

В июне 1999-го Совбез ООН принял резолюцию об урегулировании конфликта, подчеркивая при этом суверенитет и целостность Югославии. 1 апреля 2001 года бывший президент Югославии Слабодан Милошевич был выдан Гаагскому трибуналу. В 2006 он умер в тюрьме от инфаркта. Так и не признав вины в военных преступлениях.

«После цветной революции практически нам навязали марионеточное правительство, которое правило 12 лет, которое передало и Милошевича и всех гражданских и военных руководителей, которых Запад требовал Гаагскому трибуналу, значит Гаагскому судилищу, уроду, международного права. И сам Милошевич, еще несколько сербов вообще и жизнь потеряли в его застенках», – рассказал дипломат, экс-советник МИД Сербии Владимир Крышлянин.

В том же 2006-м полную независимость провозгласила Черногория. Сербия осталась одна. Из цветущий Югославии осталось 6,5 разрозненных государств. Россия ушла с Балкан раньше. В Москве посчитали: нет смысла тратить десятки миллионов долларов на контингент, который ничего не решает. «На сектора миротворцы делили все территории и в Боснии, и в Косово. Но это были сектора, которые они, действительно, охраняли, фиксировали и наблюдали за тем, что происходит. Натовские очень многие силы откровенно работали на противника сербов, на разведку. Наши помогать старались сербам и в Боснии, и в Косово», – рассказал Владимир Соловьев.

Несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН 1244, в 2008 году Косово провозгласило независимость. Страну признали 100 государст, в том числе США и Великобритания. Не признали 93. Среди них Россия, Индия и Китай. Всего самолеты НАТО за время агрессии сбросили на Югославию почти 80 тысяч тонн взрывчатки. Погибли около двух тысяч мирных жителей. После окончания конфликта автономный край покинули 200.000 сербов. Теперь там – всеевропейский центр подпольной торговли оружием и наркотиками. Косовские бандиты взяли под контроль проституцию во многих европейских столицах, например, в Лондоне. А как только Сербия пытается встать на защиту оставшихся в Косове сербов от бывших террористов, НАТО угрожает Белграду новой агрессией.