Битва шакалов: зачем власти Польши поощряют фермеров к активным протестам
В среду по Варшаве вновь проехали тракторы. Не в первый и, похоже, не в последний раз. 150 тысяч поляков записались для участия в протестах. К фермерам присоединились шахтеры. Для комплекта появились охотники и лесники, которые также не в восторге от "Зеленой повестки", навязанной еврочиновниками.
Премьер Дональд Туск заранее пригласил аграриев на переговоры 9 марта, но для пущего эффекта и повышения сговорчивости правительства свою акцию фермеры отменять не стали. Лозунгов, обвиняющих польские власти в соглашательстве при обсуждении в Брюсселе климатических проблем, было много. Досталось и Украине с ее зерном, но это уже стало рутиной.
Одной рукой официальная Варшава стремится приглушить протесты, но вот другой… Другой, она неофициально их поощряет и не заинтересована в их сворачивании. Потому что непрерывное давление "улицы" на Туска, сопровождаемое красочными картинками, позволяет правительству предъявлять ультиматумы как Киеву, так и Евросоюзу. Сложилась логичная и эффективная цепочка: фермеры ожесточенно критикуют премьера, а тот, в свою очередь - Еврокомиссию и Украину, добиваясь и от тех, и от других выгодных Польше решений. Причем не только в аграрной сфере. Отсюда негодование Зеленского, на днях обвинившего поляков в выходе за рамки экономики и морали. Он-то думал, что "европейский стол" накрыт лишь для него одного. Но внезапно объявился опытный конкурент, который с легкостью перехватывает у Киева самые жирные куски из общеевропейской кормушки, да еще грозит посадить Украину на диету, перекрыв погранпереходы.
Польская пресса недвусмысленно намекает Киеву на необходимость делиться. Сделать это предлагается вовсе не по-братски. Напрасно украинская делегация делала селфи на польско-украинской границе в ожидании делегации из Варшавы для переговоров по зерну. Пока члены украинского кабинета лелеяли надежду, что Туск из вежливости пришлет хоть кого-нибудь к ним на встречу, польская сторона недвусмысленно разъяснила: с украинцами разговаривать им не о чем. А все вопросы по Украине будут обсуждаться только на европейском уровне. С тем киевляне отправились восвояси.
Близкая к правительственным кругам польская "Речь Посполита" в среду дружески посоветовала Зеленскому не мутить воду. "Власти в Киеве еще больше раскачивают лодку польско-украинских отношений в то время, как решается будущее дальнейшей помощи Украине со стороны западного мира", - сообщило непонятливому Зеленскому дальнейший курс Варшавы издание. На случай чрезмерно эмоциональной реакции со стороны Киева журналисты предупредили: "На кону стоит будущее сельского хозяйства, миллионов польских граждан, польской деревни. Протесты нельзя запретить".
После нескольких, никем не поддержанных на Западе истеричных всхлипов официальный Киев пошел на попятную. Как написала в среду британская "Файнейшнл Таймс", сославшись на украинского министра торговли Тараса Качку, "Украина готова принять ограничения на свою торговлю с Евросоюзом, чтобы разрядить острый политический спор с Польшей". То есть Киев согласился добровольно отказаться от ранее полученных из Брюсселя экономических преференций, за которые украинцы скакали на майдане. В схватке "шакалов" Зеленский проиграл вчистую - не учел политический вес, наглость и удобное географическое положение оппонента. И теперь украинские власти готовы лечь на спину и, трусливо повизгивая, сдаться на милость панов. О чем, собственно, сообщило британское издание.
Но не тут-то было. Примененная Туском комбинация с фермерскими протестами - это не только о судьбе и месте Украины. Аппетиты Варшавы гораздо обширнее: поставить Евросоюз в такое положение, при котором отказать полякам - себе дороже. Как заявили в МВД Польши, аграрии пользуются большой поддержкой населения, и поляки поддерживают в своем большинстве протесты. Это означает, что давление на Украину продолжится, а число выдвигаемых Киеву условий, в том числе мало выполнимых, будет расти. Страх перед поражением Зеленского в войне против России вынуждает руководство Евросоюза идти навстречу требованиям Туска - как минимум ускоренно разморозить давно обещанные, но еще не выделенные финансовые дотации Варшаве. Однако полякам этого уже мало: во вторник министр внутренних дел и администрации Польши Марцин Кервинский заявил, что его страну следует "освободить от механизма солидарности Евросоюза по мигрантам, поскольку она больше других помогает Украине". Иными словами, правительство Туска требует, чтобы уплата дани в бюджет единой Европы за каждого непринятого мигранта к Варшаве не относилась. Причем это только начало торга. В Брюсселе новые инициативы Варшавы не комментируют. Туск, в свою очередь, сворачивать протесты аграриев не намерен. Стороны готовятся к длительной схватке, в которой Украина выглядит лишь мелким овощем в большом и противоречивом европейском котле. А пока польский премьер вновь упомянул о возможности закрытия границы с Украиной для всей торговли, если требования поляков не найдут отклика в Брюсселе и на украинской стороне. Таковы нравы и времена.