Европейцы больше не боятся русских: это хорошо или плохо?

Накануне традиционной Мюнхенской конференции по безопасности ее организаторов постигло сильнейшее разочарование. Анализ проведенных в разных европейских странах опросов показал, что фактор «российской угрозы» постепенно уходит на второй, если не на третий план. Удар по такой «традиционной западной ценности» представляется тем более неприятным, поскольку заседания конференции в основном планировали посвятить как раз украинскому конфликту. А как в сотый раз поднимать эту тему, если выясняется, что европейцы боятся «русского вторжения» куда меньше, чем опасаются засилья мигрантов или радикального исламского терроризма.

Украина уже не форпост демократии

Пропадает главный сплачивающий фактор, оправдывающий безмерную поддержку Украины, деиндустриализацию Европы и снижение привычного уровня жизни. Между тем в Мюнхен намерен собственной персоной прибыть президент Украины Владимир Зеленский. Понятно, что участники услышат его обычные проповеди о том, что инвестиции в украинскую армию — это вложения в европейскую безопасность в целом, поскольку русские орды после того, как завоют Незалежную, не остановятся и хлынут в Старый Свет.

Вот только выясняется, что от затянувшегося конфликта устали не столько политики и капитаны большого бизнеса, сколько европейский обыватель. Те самые месье Дюран или синьор Капелли. Украинский конфликт для них — это нечто абстрактное и все более бесконечное.

Между тем обыватель, живущий бок о бок с мигрантскими гетто, с раздражением воспринимает новые платежки за газ и свет. И он может даже напрямую не связывать свои проблемы с последствиями продолжающегося конфликта. Но его волнует не отсутствие снарядов у ВСУ, а куда более приземленные вопросы.

Вот и выясняется, что для американцев главной угрозой стали кибератаки, для итальянцев — жара и вызванные ею лесные пожары, для немцев главное неудобство — мигранты и изменение климата, а французы больше всего опасаются исламского терроризма. В Германии пресловутая «русская угроза» опустилась на седьмое место, а в целом в странах G7 она выпала из «призеров» — только четвертое место.

Что изменил прошедший год

А ведь еще в 2022 году «большая и непредсказуемая Россия» воспринималась в качестве главной угрозы. В прошлом году такое мнение уже доминировало только в Великобритании и Японии. А ныне «русская угроза» просто девальвировалась, перестав быть фактором, сплачивающим Запад.

В чем тут дело? В 2022 году, видимо, сыграл эффект начала крупномасштабного конфликта, умело и оперативно обыгранный официальной пропагандой в Европе. Но постепенно стали раздражать и экономические привилегии, предоставленные Украине, и все более настырные украинские релоканты, и цифры расходов на поддержку Зеленского. Одно дело сочувствовать, другое — платить.

Но особый перелом внесла операция Израиля против палестинцев. Это что-то новенькое. Для элит же неприятным сюрпризом стала поддержка палестинцев в ведущих европейских странах, причем далеко не только в среде местных мусульман. Если вначале баритоны пропаганды завели было свою обычную арию из серии «конфликт на Ближнем Востоке нельзя сравнивать с украинским — это другое», то очень быстро европейское население действительно решило, что «это другое». Поскольку в Газе зафиксированы все признаки сознательного геноцида. И на таком фоне бесполезно уже обвинять Россию в империализме. Не прокатывает.

С чем идти на выборы

Вот тут-то неожиданные итоги опросов ставят политиков Старого Света перед непростым вопросом. А с чем идти на выборы? А то ведь в июне пройдут выборы в Европарламент, затем будут выборы в США и, видимо, внеочередные в Англии. Это, не считая многих муниципальных и региональных. И что делать с украинским нарративом, если для обывателя с его голосом избирателя он становится чем-то вроде красной тряпки?

Известна фраза о среднем европейце, у которого сердце слева, но кошелек все-таки справа. Может, под влиянием оголтелой пропаганды он и сочувствует Украине, но изменяющееся бытие диктует ему новое сознание. И тренд сейчас задает Дональд Трамп с акцентом на ежедневные нужды. Нет, «российская угроза», конечно, из повести не уйдет, но в общем предвыборном блюде останется одной из специй. Не более того.

Читайте также:

«Мастер и «Маргарита»: почему Иешуа и Ершалаим вместо Иисуса и Иерусалима?

Если у Джо Байдена деменция, то кто контролирует «ядерный чемоданчик»?

Чаша терпения высоких покровителей лопнула: Собчак лишилась иммунитета

Почему Сырский стал предателем: как можно воевать против своей страны