Войти в почту

Первое поражение президента Аргентины в парламенте, или Как поссориться со всеми

На прошлой неделе президент Аргентины Хавьер Милей, вступивший в должность 10 декабря 2023 года, потерпел первое поражение. Его правительству не удалось добиться принятия законопроекта с пакетом реформ в том виде, котором он задумывался.

Первое поражение президента Аргентины в парламенте, или Как поссориться со всеми
© ТАСС

Путь документа в парламенте не заладился сразу. В конце декабря кабмин внес законопроект с более чем 600 статьями, которые включали реформы в сфере экономики, трудового права, политической системы и уголовного кодекса. К первому голосованию документ "похудел" в два раза. Сам Милей неоднократно говорил, что его правительство не будет торговаться и не уступит ни одного пункта, однако, когда у твоей коалиции нет большинства ни в одной палате парламента, приходится идти на уступки.

За пять дней голосования министр экономики Луис Капуто объявил, что правительство отзывает из законопроекта всю главу, касающуюся налогов и повышения экспортных пошлин, ради ускорения принятия других реформ, которые, как утверждал глава ведомства, правительство и считает ключевыми. Этому решению предшествовал обострившийся конфликт с губернаторами, у которых было больше всего претензий именно к пошлинам. В СМИ утекла фраза со встречи Милея с его кабмином, на которой глава государства, раздраженный поведением региональных властей, сказал: "Я их оставлю без единого песо". Губернаторы плохо восприняли угрозу со стороны федерального центра. Работой за утечку поплатился министр инфраструктуры Аргентины Гильермо Ферраро, который, предположительно, и сказал журналистам разлетевшуюся цитату Милея, опровержения которой не последовало.

День голосования открылся чтением длинного списка отозванных статей, что вызвало недоумение у части оппозиции. Некоторые депутаты не хотели голосовать, так как, по их словам, не понимали, что за текст в итоге им нужно одобрить или отклонить. За три дня рассмотрения законопроекта он был вновь изменен. В числе последних поправок было новое сокращение списка госкомпаний, подлежащих приватизации. В первом варианте их была 41, в итоговом — 26. 

2 февраля вечером документ был принят 144 голосами против 109. Законопроект, помимо правящей коалиции "Свобода наступает" (38 депутатов), поддержали основанная экс-президентом Аргентины Маурисио Макри партия "Республиканское предложение" (37 депутатов), 32 из 34 депутатов партии "Гражданский радикальный союз", 18 из 23 членов альянса "Сделаем федеральную коалицию", блок "Федеральная инновация" с 9 депутатами и еще 10 депутатов из малых блоков. Против проголосовали перонисты “Союз ради родины” (в общей сложности 99 мест в нижней палате парламента) и коалиция "Фронт левых сил и рабочих" (5 депутатов). К ним присоединились несколько членов Гражданского радикального союза и “Сделаем федеральную коалицию".

Правительство праздновало победу, которая оказалась недолгой. 6 февраля парламентарии начали рассмотрение отдельных статей. Первые из них, в том числе об объявлении чрезвычайной ситуации в сфере экономики, финансов, безопасности и энергоснабжения, были приняты. Проблемы у правительства начались на рассмотрении главы, касающейся предоставления президенту особых полномочий, которые позволяют ему брать на себя функции законодательного органа. Некоторые специалисты по конституционному праву отмечали беспрецедентность масштабов расширения власти президента. В ходе заседания были отклонены пункты, дававшие Милею возможность ликвидировать государственные учреждения без согласования Конгресса.

Стоит отметить, что еще в ходе предвыборной кампании политик, в частности, критиковал выделение средств на Национальный совет по научным и техническим исследованиям и предлагал его ликвидировать, рассчитывая, что инициативу по финансированию науки возьмет бизнес.

Пункт был отклонен голосами "Союза ради родины" и "Фронта левых сил и рабочих", к которым в этот раз присоединились депутаты "Федеральной инновации", а также часть членов Гражданского радикального союза и "Сделаем федеральную коалицию". Против одной из других отклоненных фраз документа проголосовала даже бывший кандидат в губернаторы провинции Буэнос-Айрес от либертарианцев Каролина Пипаро, вышедшая из "Свобода наступает" и создавшая собственный блок.

После первых неудач для администрации Милея депутаты ушли на перерыв, после которого "Свобода наступает" вынесла на голосование предложение о возвращении законопроекта на рассмотрение комиссии. Инициатива была поддержана, "Союз ради родины" и "Фронт левых сил и рабочих" встретили итоги голосования овациями.

Милей против всех

Почти сразу после завершения заседания "Свобода наступает" со своей страницы в соцсети X (ранее Twitter) обвинила губернаторов в предательстве, так как якобы они не обеспечили голоса близких к ним депутатов. Пресс-служба Милея в той же соцсети опубликовала список законодателей, проголосовавших, по их мнению, "против народа". Сам глава государства был еще более щедр на эпитеты — парламентариев, которые не согласились безоговорочно поддержать все его реформы, он назвал сборищем преступников, ворами, мошенниками, коррупционерами, волками в овечьей шкуре, паразитами, грязью от политики и т.д.

Вновь посыпались обвинения в отношении так называемой политической касты, которая несет ответственность за все проблемы Аргентины. Милей не отказывается от своих предвыборных лозунгов, несмотря на то что на высоких постах в его правительстве много чиновников с продолжительной карьерой при разных администрациях. Так, недавно на пост главы департамента спорта и туризма был назначен бывший посол Аргентины в Бразилии и экс-губернатор провинции Буэнос-Айрес Даниэль Сциоли, который в 2015 году был соперником Макри, союзника Милея, на выборах президента.

Не обошлось и без чисток в правительстве. Постов лишились глава национального управления по социальной защите Освальдо Джиордано и глава департамента горнорудной промышленности Флавия Ройон. Первый поплатился местом за голоса депутатов из провинции Кордова, в том числе своей супруги, Ройон — за близость к губернатору провинции Сальты. Тот факт, что Джиордано несет ответственность за поступки жены, косвенно подтвердил сам Милей, поделившийся на своей странице в X сообщением другого пользователя, который призывал уволить главу агентства по соцобеспечению как предателя из-за супруги.

Что дальше

Со стороны действия администрации Милея выглядят как чистой воды импровизация на эмоциях, при которой даже не все члены правящей коалиции понимают, что происходит. Из слов министра внутренних дел Гильермо Франкоса и главы блока "Свобода наступает" в Палате депутатов Оскара Саго создавалось впечатление, будто они сами не осознавали, что их предложение о возврате законопроекта в комиссию отменяет уже прошедшее голосование за документ в целом. Решение было принято по звонку от Милея, который в этот момент находился в Израиле. Вместе с ним в поездке была и его сестра Карина Милей. Она занимает должность генерального секретаря канцелярии президента, но ее роль гораздо важнее. В окружении Милея его сестру называют Начальник. Она присутствовала в Палате депутатов во время первого обсуждения, и ее отсутствие в стране вместе с братом во время второго обсуждения заставляет думать, что правительство не сомневалось в принятии законопроекта.

Теперь Милей пытается сделать вид, что неудача в парламенте и не поражение вовсе, а хитрый план по разоблачению "касты". Глава государства активно делится на своей странице в соцсети всеми сообщениями, которые подтверждают эту точку зрения, и даже отвечает пользователям, утверждая, что их догадки верны. Версия звучит, мягко говоря, неубедительно, учитывая, сколько усилий министры Милея потратили на переговоры с оппозицией за эти два месяца. И что же тогда праздновало правительство 2 февраля, когда депутаты поддержали законопроект в целом, если он и не был целью?

Члены кабмина более умеренны в своих реакциях. Капуто заявил, что правительство не откажется от своей цели выведения страны к нулевому дефициту уже в этом году и сможет справиться с этим и без изменения законодательства. В то же время министр экономики признал, что для этого потребуются более значительные сокращения государственных расходов. Первыми жертвами стали провинции, которых лишили федеральной поддержки в субсидировании проезда в общественном транспорте. Сложно не видеть в этом наказание губернаторов, которых правительство объявило предателями. Хотя под горячую руку попали и главы регионов, чьи депутаты полностью поддержали правительство.

Какие еще варианты остаются у Милея? Кабмин может направить задуманные реформы отдельными законопроектами для рассмотрения в рамках очередной парламентской сессии, которая начинается 1 марта. До 6 февраля не было сомнений, что большую часть этих предложений умеренная оппозиция готова поддержать. Многие депутаты выражали недоумение в связи с отзывом всего законопроекта, поскольку хотели принятия реформ в сфере образования, трудового права, безопасности. Однако теперь остается открытым вопрос, насколько депутаты, которых назвали преступниками и высмеивали в соцсетях, будут готовы поддержать инициативы правительства. В союзниках либертарианцев останутся макристы, но голосов "Свобода наступает" и "Республиканское предложение" в сумме не хватает даже для кворума.

Милей также может прибегнуть к чрезвычайным указам, как уже сделал в декабре. Однако, во-первых, этот инструмент не позволяет изменять законодательство в ряде сфер, в том числе налоговое. Во-вторых, указы достаточно часто блокируются судами, которые не находят оснований для проведения реформ в обход Конгресса. В январе суд уже признал противоречащей конституции часть первого указа Милея, касающуюся изменения трудового законодательства.

Конституция Аргентины также позволяет проведение референдума. Окружение Милея любит говорить, что его план реформ поддержали 56% аргентинцев — именно столько он получил во втором туре выборов, который прошел 19 ноября 2023 года. Этот результат действительно высокий для Аргентины. Однако "противники" Милея в парламенте были также избраны на выборах, и в отличие от него — по итогам первого тура. Тот факт, что в ходе голосования 22 октября Милея не поддержали 70% избирателей, выбравшие других кандидатов в президенты, правительство теперь предпочитает не вспоминать.

В любом случае, даже если аргентинцы поддержат предложения Хавьера Милея на референдуме, созванном президентом, эти результаты сами по себе ничего не изменят. Чтобы итоги плебисцита носили обязательный к исполнению характер, его должен созвать Конгресс. Референдум, проводимый по воле президента, не освобождает от необходимости проведения реформ через парламент.

Или же правительству остается ждать 2025 года и надеяться, что на очередных парламентских выборах, на которых будет обновлена часть мест в Палате депутатов и в Сенате, победят либертарианцы. Опросы показывают, что у правительства все еще есть поддержка населения. В стране проходят протесты и даже состоялась первая всеобщая забастовка, но назвать их масштабными сейчас нельзя. Однако положение аргентинцев пока только ухудшается. В декабре прошлого года инфляция ускорилась c 12,8% (ноябрь) до 25,5%, данных за январь пока нет, но показатель, вероятно, также превысит 20%. Международный валютный фонд прогнозирует в Аргентине рецессию в 2,8%.

Обо всем этом Милей предупреждал, анонсируя планируемые шоковые меры. Однако без поддержки законодателей и губернаторов правительству будет сложно успеть исправить положение граждан за полтора года, а надежда, что терпения аргентинцев хватит и с пустым кошельком, может оказаться для администрации Милея опасным оптимизмом.