Джо Байдена подталкивают к военному конфликту с Ираном. Комментарий Георгия Бовта
Президент Джо Байден обещал ответить на атаку дрона на американскую военную базу в Иордании, в результате которой погибли трое военнослужащих и около трех десятков были ранены. Он обвинил в этой атаке радикалов, которых поддерживает Иран. Что на деле может предпринять Вашингтон?
Само по себе нынешнее происшествие ничем принципиально не отличается от того, что происходит с американскими военными объектами на Ближнем Востоке после террористической атаки ХАМАС на Израиль 7 октября. Таких атак было совершено около 160. Нынешняя отличилась разве что тем, что впервые привела к гибели американских военнослужащих. И теперь президент США оказывается под сильным внутриполитическим давлением в самой Америке. Особенно решительно настроены республиканцы, некоторые из которых требуют нанести удар непосредственно по самому Ирану, который якобы стоит за этой и другими подобными атаками. Хотя сам Иран ответственность на себя не берет.
Представитель МИД Исламской Республики заявил, что различные группировки, действующие в регионе, предпринимают те или иные действия отнюдь не по приказам из Тегерана. Что вполне может соответствовать истине. Хотя бы потому, что централизованно контролировать весь исламистский интернационал, действующий в регионе, попросту невозможно, самые разные группировки имеют на практике большую свободу тактических действий.
Да и Вашингтон официально пока не изменил своей ранее неоднократно заявленной позиции, согласно которой он считает, что Иран не хочет развязывания широкомасштабного военного конфликта с Соединенными Штатами. Ранее США уже наносили удары в ответ на атаки против своих объектов в Ираке и Сирии, в том числе по объектам, связанным с иранским Корпусом стражей исламской революции. Также в настоящее время во главе «морской коалиции» они атакуют позиции йеменских хуситов, которые развернули небольшую войну против торгового судоходства в Красном море, намечая в качестве целей в основном суда, которые, как они считают, так или иначе связаны с Израилем, США или Великобританией. Хотя бывают и ошибочные удары. Пока ракетно-бомбовые удары американцев никак не смогли утихомирить многочисленных исламистов, скорее наоборот.
На действующем президенте США уже успел потоптаться риторически президент бывший. Дональд Трамп не преминул заявить, что подобные атаки стали следствием слабости Джо Байдена, который не достоин быть верховным главнокомандующим. А при нем, Трампе, мол, такого бы не было.
Тут справедливости ради стоит заметить, что когда сам Трамп сидел в Белом доме, то он тоже порой призывал нанести удары возмездия по Ирану в ответ на беспокоящие атаки, аналогичные нынешним, со стороны поддерживаемых Ираном группировок. Один такой удар действительно был нанесен 3 января 2020 года, когда был убит руководитель Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани. Но когда после этого уже Иран нанес ответный ракетный удар, в результате которого были ранены, хотя и не убиты несколько американских военнослужащих, Трамп предпочел остановиться и по пути дальнейшей эскалации не пошел.
Создается впечатление, что республиканцы просто сознательно подзуживают Байдена, понимая, что в условиях взрывоопасной ситуации в ближневосточном регионе вступить в масштабный военный конфликт с Ираном было бы полным безумием.
Республиканцы во главе с Трампом также припоминают Байдену прошлогодние соглашения, заключенные с Тегераном, когда в обмен на освобождение пяти заключенных американцев Вашингтон согласился разморозить шесть миллиардов долларов, принадлежащих Ирану. Затем предполагалось развить этот относительный дипломатический успех, чтобы склонить Тегеран вернуться к «ядерной сделке», ограничивающей его военную программу. Однако и этот процесс был сорван 7 октября после террористической атаки ХАМАС на Израиль, эти деньги снова были заморожены. Но теперь любые сколь-либо сдержанные и осмотрительные действия Байдена будут республиканцами выставлены как очередное доказательство его слабости. Для Белого дома может сложиться ситуация, когда хороших и эффективных ходов у него просто не останется: что ни сделаешь, все плохо.
Помимо этого, Вашингтон не может не учитывать, сколь пагубной может оказаться эскалация военного конфликта с Ираном для перспектив урегулирования в секторе Газа. На днях директор ЦРУ Уильям Бернс как раз встречался в Париже с представителями Израиля, Египта и Катара для обсуждения возможного варианта прекращения огня, согласно которому Израиль мог бы приостановить операцию против ХАМАС примерно на два месяца в обмен на освобождение более сотни заложников, которые по-прежнему удерживаются ХАМАС с 7 октября. Также Вашингтон предпринимает параллельные попытки добиться некоего подобия соглашения между Израилем и другой поддерживаемой Ираном группировкой — «Хезболлой», которая базируется в Ливане. Если теперь ответ Вашингтона на гибель троих военнослужащих будет сочтен несоразмерным, это сорвет все подобные переговоры. Возможно, атака против американских военных в Иордании как раз и преследовала такие цели. Примерно так и выглядит все менее управляемый хаос.