Войти в почту

«Это наше право выбора еды» Запрет на поедание собак расколол Южную Корею. К чему он приведет?

Парламент Южной Кореи в январе принял гуманный закон, на введении которого долгое время настаивали зоозащитники. Благодаря поддержке первой леди страны культура употребления собак в пищу наконец уйдет в прошлое. Фермеров, которые продолжат заниматься разведением псов, как и рестораны, включающие посинтхан в свое меню, ждут высокие штрафы. При этом сами они сомневаются, что смогут быстро найти новую работу, а в местной казне найдется достаточно средств на компенсационные выплаты. Каково реальное количество задействованных в этой сфере заведений общепита и их сотрудников и о чем они просят правительство — в материале «Ленты.ру».

«Это наше право выбора еды» Запрет на поедание собак расколол Южную Корею. К чему он приведет?
© Lenta.ru

Отказ от жестокости

Власти Южной Кореи начали 2024 год с прогрессивных изменений — в январе местный парламент принял закон, запрещающий употреблять собак в пищу. Он включает в себя запрет на разведение животных на убой, разделку и распространение собачьего мяса.

В пользу этого документа высказались 208 депутатов. Воздержавшихся оказалось всего двое, а против не голосовал никто. Следующая стадия — поддержка документа кабинетом министров и его подписание президентом Южной Кореи, Юн Сок Ёлем.

«Мы уверены, что данный запрет знаменует собой значительный поворотный момент в отношении Южной Кореи к защите животных», — выразил надежду представитель местного отделения Международного общества защиты животных Ли Сан Ген.

Закон вступит в силу с 2027 года. До этого времени южнокорейские фермы, в которых собак выращивают для еды, а также розничные точки, реализующие такое мясо, должны презентовать властям планы о закрытии. В противном случае их ждут штрафы.

Причем речь не идет о формальном наказании: лицам, которые разводят собак на убой, разделывают или распространяют их мясо, светит до двух лет тюрьмы или до 2 миллионов рублей штрафа (30 миллионов вон). За разведение животных для еды или распространение мяса возможен такой же срок или штраф в размере 1,3 миллиона рублей (20 миллионов вон). Покупателям мяса наказание пока не грозит.

Закон также предусматривает финансовую поддержку собственников ферм, в которых выращивают собак. Предоставить ее пообещал, в частности, министр сельского хозяйства страны Чон Хван Гын. Поддержку планируют распространить и на связанные с ними мясокомбинаты и заведения общепита. Взамен им придется найти себе новое занятие и перепрофилировать свой бизнес.

Мифы Южной Кореи

Мясо собак в Южной Корее употребляют в пищу уже как минимум две тысячи лет. Изначально из-за большого количества бродячих животных оно считалось пищей бедняков, но спустя какое-то время приобрело популярность среди разных слоев общества и даже подавалось к королевскому столу.

У населения долгое время присутствовала вера в лечебные свойства такого мяса. Считалось, что оно повышает мужскую потенцию, а похлебка из собак улучшает выносливость и помогает легче переносить летнюю жару. Однако никакого научного подтверждения этому нет.

Собак для ресторанов в Южной Корее выращивают на отдельных фермах. В возрасте от шести месяцев до года их забивают: почему-то считается, что именно в данный период мясо является особенно полезным. Чаще всего для этих целей используют желтых собак породы нуреонги (корейский желтый шпиц) — их корейцы разводят специально для еды. Из-за жестокости хозяев, которые отправляют надоевших или состарившихся питомцев на живодерню, на стол иногда попадают и породистые домашние животные — лабрадоры, пудели, таксы.

Если раньше на мясных рынках Сеула легко можно было закупиться собачьими тушками, то в последние годы найти продукт становится все сложнее. Впрочем, в некоторых местах такое мясо все еще продают из-под полы. Регулярно снижается и количество ресторанов, где подают блюда из мяса собак. Если в 2014 году в Сеуле насчитывалось 329 таких заведений, то к 2019-му их число сократилось до сотни.

Собак в Южной Корее в последнее время убивают с использованием электричества. По словам местного жителя, из-за этого мясо становится жестким и якобы теряет лечебные свойства. И только в отдаленных деревушках в горах все еще удается попробовать блюдо, приготовленное «с соблюдением всех рецептур», утверждает он.

Собаки вместо детей

Ценителей посинтхана — национального корейского супа, основным компонентом которого является мясо собаки, — в стране с каждым годом становится меньше. Приверженность традициям сохраняют в основном пожилые корейцы, а молодые люди такого подхода не придерживаются.

в 2022 году заявили об отрицательном отношении к употреблению собак в пищу 64 % жителей Южной Кореи

Еще в 2015 году людей с такой позицией в стране было менее половины (44 процента). А из последнего опроса, проведенного аналитическим центром Animal Welfare Awareness, Research and Education, следует, что мясо собак в 2023 году ели только 6 процентов респондентов.

Популярность домашних собак в Южной Корее выросла на фоне крупнейшего в истории спада рождаемости. Очередной антирекорд по количеству новорожденных в стране был зафиксирован в феврале 2023 года, он вызван целым рядом факторов: ростом числа одиночек, изменением отношения к браку, финансовыми трудностями. Но потребность в привязанности у людей сохраняется, поэтому местное население все чаще заводит четвероногих друзей. Причем предпочтение отдается животным небольшого размера. Сейчас в стране ежегодно открывается все больше новых ветеринарных клиник и зоомагазинов, а собака в качестве питомца живет в каждой пятой корейской семье.

Теневой рынок

Борцы за права животных на протяжении долгого времени критиковали Южную Корею за сохранение «варварской практики поедания друзей человека», несмотря на наличие статуса развитой страны. Последний, впрочем, был получен ею относительно недавно, в 2021 году (до этого страна входила в перечень «развивающихся»).

Так, еще при проведении летней Олимпиады-1988 в Сеуле власти страны призвали местных жителей отказаться от продажи мяса собак и воздержаться от включения подобных блюд в меню ресторанов. Прислушались к этому не все, но сами спортсмены впоследствии рассказывали, что с этой культурой не столкнулись.

«Нам никто собак не предлагал, при нас их не резали, никто их не ел. И рекламы всего этого не было абсолютно», — Дмитрий Волков. Питались спортсмены, по его словам, стандартно, по-европейски. Однако около 20 тысяч заведений, по некоторым данным, все-таки призывам не вняли.

Вопрос снова встал в 2002 году, когда Южная Корея совместно с Японией принимала Чемпионат мира по футболу. Зоозащитники выходили на акции протеста, требуя запретить продажу собачьего мяса. Все повторилось в преддверие 2018 года, когда страна получила право на проведение зимней Олимпиады в Пхенчхане. Тогда защитники животных даже создали петицию с призывом бойкотировать игры. Тогда это не принесло желаемого эффекта. По данным на 2019-й, в стране разводили порядка 2,5 миллиона собак, из которых около миллиона — съедали. Речь тогда шла о десятках тысяч тонн мяса в год.

Именем первой леди

О желании положить конец торговле собаками в масштабах страны одним из первых заявил экс-президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. Возможно, решающим аргументом стала любовь южнокорейского лидера к животным — дома у них с супругой жили несколько псов.

Наведению порядка в Сеуле способствовал мэр города Пак Вон Сун (являлся местным градоначальником с 2011 по 2020 год). Он впоследствии рассказывал, что свое отношение к вопросу сформировал под влиянием мультфильма, главным героем которого была собака. В 2019 году в городе Пусан, где в тот же год перестал работать один из крупнейших в стране рынков собачьего мяса Гупо.

Инициативу подхватила действующая первая леди Южной Кореи Ким Кон Хи. Именно она поддержала последний законопроект, одновременно напомнив, что пролоббировать запрет на убийство собак обещал в ходе предвыборного выступления ее муж и президент страны, Юн Сок Ёль. Судя по всему, и здесь сказался фактор личного отношения: супруги являются хозяевами сразу шести собак и восьми кошек.

Любопытно, что обычно противоборствующие политические партии страны дружно Демократической партии «Тобуро», подчеркнув, что приложат все усилия для принятия закона не позже 2024 года.

Борьба за бизнес

Против соответствующего законопроекта долгое время выступали фермеры. В конце ноября 2023 года три фермерские ассоциации (занятые в сфере разведения и продажи псов), объединившись, вышли на протесты, в ходе которых 200 человек подрались с полицией. Владелец собачьей фермы Ли Кён Сик рассказал, что занимается своим делом уже 12 лет, и не имеет представления, как жить, если ферму придется закрыть.

Аналогичные настроения сохранялись и в декабре — представители ассоциации фермеров вышли на акцию протеста перед южнокорейским парламентом. «Употреблять ли в пищу мясо собаки — вопрос права народа на выбор в отношении еды и базовых прав», — заявили они. А в продвижении такого закона без помощи обратной связи и опросов от граждан активисты увидели признаки «злоупотребления властью». Речь идет о попытке запретить еду, которую корейцы ели долгие годы, добавил собственник ресторана традиционной корейской кухни Нам Сунг-гу.

Фермеры даже организовали пресс-конференцию, где охарактеризовали закон, запрещающий поедание мяса собак, как «злобный». От его инициаторов они потребовали гарантировать право на выживание 1 миллиона собаководов и рабочих. Перед тем как вводить запрет, важно обеспечить господдержку представителей отрасли, заявили активисты. Компенсация за собаку, на их взгляд, должна составлять 135 тысяч рублей (2 миллиона вон) и выплачиваться в течение пяти лет. Сам переходный период они предложили сделать десятилетним.

Реальное число представителей отрасли выше, чем об этом заявляет официальная статистика, предупредили в Ассоциации фермеров. Запрет затронет 3,5 тысячи ферм, где содержится 1,5 миллиона собак, а также 3 тысячи южнокорейских ресторанов.

Власти называют другие цифры: в стране, с их слов, насчитывается порядка 1150 собачьих ферм и 1,6 тысячи ресторанов, где предлагают блюда из собачьего мяса, а также 34 бойни и 219 дистрибьюторских компаний. С учетом почти двукратного расхождения в цифрах возникает вопрос, найдутся ли в местной казне средства на поддержку такого количества ферм и заведений общепита, а также на переподготовку людей.

Как в других странах

Практика употребления собак в пищу существует и в других странах, таких как Китай и Вьетнам, напоминают корейские фермеры. Впрочем, они умалчивают о том, что и там отношение к вопросу постепенно меняется. В КНР подвижки начались после пандемии коронавируса: в городах Шэньчжэнь и Чжухай псов и котов в 2020 году запретили приравнивать к съедобным животным. С развитием цивилизации собак стало невозможно относить к скоту — теперь они компаньоны и друзья человека, заявил представитель китайского Минсельхоза. Той же весной в стране прошел фестиваль собачьего мяса, на котором зоозащитники высказывали надежду, что мероприятие проводится в последний раз.

Отказаться от поедания кошек и собак своих граждан уже Ханоя назвала «пятном на образе цивилизованной и современной столицы». Помимо репутационных последствий, вьетнамцев предупредили и о рисках заразиться опасными болезнями, такими как лептоспироз и бешенство. Одна из причин, почему здесь все еще едят такое мясо, — его дешевизна.

Популярно мясо собак и в Камбодже, где, по оценкам экспертов, каждый год Лаосе. Однако в 2020 году популярная у туристов камбоджийская провинция ввела запрет на уничтожение псов и их продажу на мясо. «Мы надеемся, что Сиемреап послужит образцом для всей остальной страны», — комментировала тему Кэтрин Полак, глава службы по уходу за бродячими животными FOUR PAWS в Юго-Восточной Азии. Запрет является историческим и отражает настроения в обществе, добавила она.

Низкий уровень жизни влияет на темпы изменений, однако усилия зоозащитников, прогрессивные взгляды политиков и смена поколений дают свои плоды. Есть шанс, что скоро подобные традиции окончательно канут в прошлое, начав считаться варварством не только в глазах граждан западных стран, но и среди жителей самых глухих азиатских деревушек. При этом желательно, чтобы власти, внедряющие гуманные инициативы, реалистично оценивали масштабы необходимых затрат, а бизнес вместо ухода в подполье получал новые сценарии развития.

Lenta.ru: главные новости