Лидеры со странностями: почему западные политики все больше похожи на шоуменов
Президент Франции Эммануэль Макрон назначил новым премьером страны 34-летнего Габриэля Атталя — открытого гея. У протеже президента есть все шансы стать его преемником на выборах в 2027 году. Аргентину возглавил другой «странный парень» — Хавьер Милей. Он называет своими лучшими друзьями собак. Все они носят имена знаменитых экономистов. Милей даже благодарил псов за победу на праймериз. А президент США Байден продолжает здороваться с тенями. Что происходит?
В рейтинге странности, без сомнения, твердо лидировал Байден, которого американцы прозвали «сонный Джо», «вашингтонский Альцгеймер», «самоходный потеряшка» и «говорящий с призраками». Но Хавьер Милей американского лидера явно обогнал.
— Если бы мне пришлось выбирать между государством и мафией, я бы выбрал мафию. Поскольку у мафии есть правила, мафия адаптируется, мафия не лжет. И прежде всего мафия конкурирует, — заявлял накануне выборов Хавьер Милей.
Программу Милей обнародовал не менее шокирующую. Например, он предложил отменить аргентинский песо, ввести в качестве национальной валюты доллар США, а Центробанк Аргентины «взорвать». Также в программе Милея «ликвидация всех министерств», разрыв отношений «с коммунистами и социалистами, включая Россию и Китай», отказ от вступления в БРИКС, сближение с США и Израилем, активная помощь Украине, запрет абортов, но легализация продажи органов. Как такой человек мог в принципе прийти к власти?
— Появление Милея во власти не удивительно, а закономерно, — считает политолог Григорий Савельев. — Аргентина десятки лет жила от дефолта к дефолту: 2001 год, 2014-й, 2020-й...
У Маска одна дурь в голове? Самые громкие скандалы с наркотиками среди знаменитостей
И все это в условиях гиперинфляции, когда национальная валюта за год может обесцениться вдвое. Поэтому, когда Милей говорит, что ЦБ нужно взорвать и пользоваться американским долларом, для аргентинцев это вполне себе решение. А зачем нужен ЦБ, если он ничего не может? Наш Центробанк за год, несмотря на санкции и проведение спецоперации, смог снизить инфляцию почти вдвое — с 12,4 до 6,5–7 процентов. А аргентинский — не смог. Ну и зачем он тогда? Милея выбрали от безысходности. Как, кстати, и Зеленского в 2019-м.
Эксперт напомнил, что к 2019 году на Украине, как и в Аргентине, все было очень плохо. Гиперинфляция, безработица, миллионы уехали на заработки в ЕС и Россию. Да еще и война на Донбассе.
— Голосование за Зеленского было, по сути, протестным. Ведь сначала всех до смерти утомил Янукович — умеющий только воровать ставленник олигархов. Тогда украинцы решили: а зачем нам ворующий ставленник, проще выбрать самого олигарха, он воровать не будет, у него и так все есть. И выбрали «конфетного короля» Порошенко, — пояснил Савельев. — Но быстро выяснилось, что тот тоже ворует, да еще и войну не прекратил. Тогда умный олигарх Коломойский понял, что стране нужен «кто-то совсем новый», и стал продвигать своего «Петрушку» Зеленского.
Разница, как пояснил эксперт, в том, что Зеленский изначально был не самостоятельным. Он лишь взялся поиграть роль президента — сначала для Коломойского, а потом для США. А вот Хавьер Милей — сам по себе.
— Он, конечно, крайне эксцентричен, но с точки зрения экономики поступает правильно, — пояснил финансовый аналитик Артем Извольский. — Милей начал хорошо знакомую нам шоковую терапию, приняв решение девальвировать курс аргентинского песо на 54 процента — до 800 песо за доллар. Центробанк он больше взрывать не собирается и дал ему указание и дальше девальвировать нацвалюту на 2 процента в месяц. Причем, надо отдать должное, он действует не как Егор Гайдар, который в ходе шоковой терапии организовал инфляцию в сотни процентов. В результате булка хлеба, например, за ночь подорожала с «советских» 18 копеек до «рыночных» четырех рублей.
Милей по сравнению с Гайдаром — экономист умеренный. Кроме того, он пообещал резкое сокращение госрасходов — почти на 2,9 процента ВВП. Так он старается избежать гиперинфляции и экономической катастрофы. Иными словами, предвыборная риторика — это одно, а реальные меры — другое.
«Будем кормить рыб наркоторговцами»
Как пояснил кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов, приход к власти «странных» людей, как правило, связан с критической ситуацией в стране.
— Классический пример — Адольф Гитлер. Германия проиграла Мировую войну, лишилась части территорий, выплачивала репарации, жила впроголодь, немцы чувствовали себя униженными. И тут появился Гитлер с завиральными, прямо скажем, идеями. Бывший художник.
Все его идеи были, в общем-то, идеями художника. Он придумал «арийскую расу господ», которую тут же начали вычислять, измеряя черепа. Чего стоит проект «Лебенсборн» — «источник жизни». Мужчин — членов СС призывали оплодотворять как можно больше женщин. В итоге тысячи родившихся потом детей были помещены в государственные учреждения. Строгая диета и спорт должны были сделать их крепкими и сильными, а облучение ультрафиолетом — превратить в блондинов, — рассказывает эксперт. — Немцы, весьма цивилизованная нация, «купилась» на этот откровенный бред. Одна из главных причин — бедственное положение страны и умов граждан, когда ты готов верить в любую ерунду, если она предполагает «свет в конце тоннеля». А уж если там маячит «мировое величие», то голова у многих перестает работать.
В новейшей политической истории одним из самых безумных лидеров стал президент Филиппин Родриго Дутерте, правивший с 2016 по 2022 год. Еще до выборов он публично пообещал стать «Адольфом Гитлером» для тех, кто употребляет в его стране наркотики. И ведь не обманул!
— В Германии Адольф Гитлер уничтожил три миллиона евреев. На Филиппинах — три миллиона наркоманов. Я бы хотел убить их, — сказал Дутерте прямо на пресс-конференции. — Если в Германии был Гитлер, то пусть на Филиппинах буду я.
Сразу после его прихода к власти в стране появились многочисленные «эскадроны смерти», без суда убивающие людей по подозрению в распространении или употреблении наркотиков. Только за три первых месяца президентства общее число жертв антинаркотической кампании составило, по разным оценкам, от 2,2 до 3,6 тысячи человек. При этом только 1,4 тысячи из них официально прошли как убитые полицейскими. Значительная доля расправ пришлась на полулегальных боевиков, на действия которых филиппинские власти закрывали глаза.
— Подобные формирования — явление для страны не новое. Они существовали еще во времена борьбы с повстанцами-маоистами, сторонниками социалистического Китая, — рассказывает Григорий Савельев. — При Дутерте эти группы боевиков получили новую работу. Причем в большинстве случаев ими руководили офицеры полиции.
Как пояснил эксперт, «эскадроны смерти» постепенно стали убивать наркоманов и наркоторговцев уже в рамках межклановой борьбы наркомафии. Фактически их нанимали для расправы над конкурентами. А Дутерте продолжал «чудить». Когда тогдашний президент США Барак Обама перед Восточноазиатским саммитом сказал, что хочет поговорить с президентом Филиппин о соблюдении прав человека, тот ему через СМИ ответил:
— Ты должен проявлять уважение. Не надо бросаться вопросами и заявлениями. Сын шлюхи, я прокляну тебя на саммите! Были у Дутерте и другие выходки. В 2015 году иностранный турист ответил отказом на требование потушить сигарету в баре, нарушая тем самым антитабачный закон Давао, после чего владелец бара позвонил мэру — тогда им был Дутерте. Тот лично прибыл в бар и заставил туриста проглотить окурок сигареты.
Утратили доверие
Появление у власти «странных» людей вполне закономерно, считает генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
— Народ устал от профессиональных политиков. «Что бы ты мне ни говорил, ты — врешь», — так во многих странах думают избиратели, глядя на тех, кто во власти, — пояснил эксперт. — Поэтому, например, в 2016-м президентом стал Дональд Трамп — миллиардер, спонсор конкурсов красоты, ведущий ток-шоу. Он был настолько не политик, что его до сих пор, даже после того, как он побывал президентом, не поддерживают многие влиятельные республиканцы.
Почему? Да потому что для них он не свой, он чужой: вроде республиканец, но как бы сам по себе. Причем даже тот факт, что многие республиканцы его не любят, не мешает ему быть главным кандидатом от этой партии. Все просто: американцы устали от патентованного политического истеблишмента — всех этих байденов, кеннеди, клинтонов и обам обоего пола. Надоели.
Даже США нужен уже кто-то более «народный». Пусть и со странными, популистскими идеями — вроде строительства стены с Мексикой. Но — новый.
Эксперт также привел Эммануэля Макрона. Дважды президент Франции во время предвыборных кампаний не уставал повторять, что он вообще не политик, а финансист. Правда, финансистом он только назывался, а фактически был и остается евроатлантистом — проводником политики США.
Еще один пример человека «не из политики» — ушедший в этом году бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони. Это действительно легендарная личность. Когда его семья бежала от фашистов в Швейцарию, юный Сильвио работал там на ферме — за молоко и простоквашу.
Вернувшись в Италию, он пробовал себя в роли фотографа, торговца пылесосами, ведущего концертов, экскурсовода, аниматора и даже певца на круизных лайнерах. Записал альбом любовных баллад на неаполитанском диалекте Meglio ’na Canzone.
— Он был не политиком, а скорее очень жизнерадостным медиамагнатом, олигархом. Проводил вечеринки с топ-моделями, в том числе несовершеннолетними, — рассказывает Григорий Савельев. — Сейчас немногие помнят, но всего в отношении Берлускони велось свыше 60 судебных расследований и одно уголовное дело. Его обвиняли в сотрудничестве с мафией, взяточничестве, коррупции, отмывании денег, налоговом мошенничестве, давлении на свидетелей и много еще в чем. Его даже осудили за уход от налогов. И что? Он четыре раза был премьер-министром! Дольше всех на этом посту в послевоенной Италии. Я думаю, итальянцы его любили. Он был «политиком не как все».
Опередившие время
В России тоже были странные правители. В 1575 году Иван Грозный, например, неожиданно отрекся от престола и заявил, что отныне становится простым боярином Владимиром Московским. Трон он передал крещеному татарину Симеону Бекбулатовичу. Кстати — прямому потомку Чингисхана. Симеон был официально венчан на царство в Успенском соборе, а Иван поселился на Петровке. Время от времени царь в отставке слал Симеону челобитные, в которых подписывался Иванцом Васильевым.
За 11 месяцев правления Симеона Иван его руками вернул в казну все земли, ранее пожалованные монастырям и боярам, а в августе 1576 года так же внезапно занял престол снова. Чудачество, по сути, было политическим ходом.
— Петр I, желая привить боярам европейские манеры, устраивал так называемые ассамблеи, где насильно заставлял их пить. А еще — курить, потому что в Европе тогда курили, а у нас — нет, — рассказывает Виктор Трефилов.
— А еще царь, как известно, велел стричь бороды, чтобы было «как в Европе». Получается, что, с одной стороны, чудачество, сановная глупость, а с другой — государственная политика: попытка европеизации элит. Или, например, взять Павла I. Его принято называть солдафоном.
Подражая немцам, он заставлял солдат носить парики. Это, конечно, глупо, но мало кто помнит, что тот же Павел первым ввел в армии шинель, которую тоже восприняли как очередной «бзик» императора, а этот «бзик» спас здоровье, а порой и жизни сотням тысяч солдат. В мундирах-то в России воевать холодно: многие солдаты и офицеры простывали и даже умирали.
По мнению Григория Савельева, нужно разделять «странных» политиков и опередивших свое время.
— Лидер государства, как правило, человек одаренный, неординарный. Вопрос лишь в том, как эта неординарность — мышления, привычек, а порой и поведения, сказывается на гражданах. Если она позорит страну и разоряет людей, мы назовем человека самодуром или просто глупцом. Если она помогает государству, укрепляет его — новатором, — считает эксперт. — Важно не перейти эту грань.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс»:
— Все очень просто. Западная демократия превратилась в вывеску. Картинка, включающая институт выборов, сменяемость власти, митинги, забастовки, опросы общественного мнения, есть, а демократии нет. Реальная политическая власть принадлежит так называемому глубинному государству. Оно включает в себя руководство транснациональных корпораций, спецслужбы, в отдельных странах — армию, приближенных к власти экспертов, дающих советы, «свободную» прессу, которая по щелчку пальца готова освещать любую тему в любом необходимом ракурсе. Поэтому у власти может быть абсолютно кто угодно.
Этот человек — часть картинки «демократия». Никаких самостоятельных решений он не принимает по определению. Поэтому Байден может здороваться с тенями, забывать, кто в США президент, путать украинцев с иранцами — это абсолютно неважно. Он просто лицо на экране, зачитывающее написанные для него тексты. И Зеленский ровно такой же. Он даже лучше, потому что он все-таки профессиональный актер, и неплохого уровня. Реальных политических субъектов, принимающих решения, среди известных мировых политиков не так много. Большинство — вывески.
СПРАВКА
В большинстве стран мира законодательство не предусматривает проведение психиатрической экспертизы перед вступлением на должность главы государства. Она может быть проведена только добровольно. Так, например, в США более 60 членов Республиканской партии потребовали от лидера США Джо Байдена пройти проверку умственных способностей. В ином случае его призывают отказаться от участия в предвыборной гонке. Но проверку он так и не прошел. Между тем в большинстве силовых ведомств разных стран сотрудники проходят проверку у психолога и психиатра один раз или дважды в год.
В том числе, кстати, и в России. По мнению психиатров, подобные проверки имеет смысл ввести и для всех чиновников. Причем сразу при поступлении на службу. Ведь люди «при власти» несут высокую ответственность.
В ТЕМУ
Многие лидеры не чужды странностей.
Бывший премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл вел на сайте правительства (!) блог от лица трех своих собак: Рокси, Джо-Джо и Дасти. Там были такие перлы: «В интернете никто не узнает, что пишет собака, но в то же время никто не может с уверенностью заявить, что это пишет человек».Борис Джонсон сделал карьеру своим безбашенным поведением. Предвыборную кампанию он проводил под лозунгом: «Голосуйте за консерваторов, и у вашей жены увеличится грудь, а у вас — шанс на покупку BMW M3».Президент Уганды Иди Амин провозгласил себя повелителем всех зверей на земле и рыб в море, завоевателем Британской империи и объявил себя королем Шотландии.