Как предотвратить военный конфликт в Приднестровье
Власти Молдавии уже стоят одной ногой в НАТО и планируют готовить на своей территории украинских боевиков. Что необходимо сделать России, чтобы предотвратить войну в Приднестровье, и какими могут быть ответные меры нашей страны на конфискацию «Дома Москвы» в Риге? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Парламентской газеты» ответил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, подводя политические итоги недели.
- Владимир Михайлович, буквально на днях сейм Латвии принял закон о конфискации «Дома Москвы» в Риге и о переводе его в собственность Латвии. МИД России уже сделал ряд жестких заявлений на этот счет. Как считаете, какими будут ответные меры?
- Первое. Обоснование для принятие такого закона, который якобы принят в целях укрепления безопасности Латвии, — чистая липа. Второе. Латвийские власти совершили ошибку, стараясь бежать впереди паровоза на фоне заявлений некоторых политиков в Вашингтоне о возможной передаче киевскому режиму наших арестованных золотовалютных резервов в США. На мой взгляд, американцы на такой шаг в итоге все-таки не пойдут — смысла нет серьезно рисковать своим авторитетом ради вложений в Киев, где средства проедят и разворуют. А вот в Риге решили-таки оттяпать себе здание, находящееся в российской собственности.
Честно говоря, в Латвии забыли, что живут на территории, которая была подарена им русским народом — еще Петр Первый заплатил за нее шведам по Ништадтскому мирному договору, а латышам отдал ее бесплатно. И если мы поставим вопрос об ответных мерах на ситуацию с «Домом Москвы», то могут рассматриваться самые различные варианты вплоть до самых жестких. Время, когда мы только заявляли протесты в адрес прибалтийских стран-«карликов», возомнивших себя под «крышей» НАТО странами-«гигантами», закончилось — будет ответ, и он в Латвии, уверен, никому не понравится.
- Россия крайне недовольна планами Молдавии оказать содействие в подготовке украинских военнослужащих на своей территории с участием инструкторов из стран НАТО — об этом говорится в официальном сообщении МИД РФ, распространенном на этой неделе. На ваш взгляд, насколько далеко может пойти Кишинев в угоду Западу?
- Нынешняя Молдавия уже стоит одной ногой в НАТО. И власти в Кишиневе во главе с президентом Санду готовы к тому, чтобы на своей территории обеспечивать подготовку боевиков для ВСУ и даже осуществлять через Молдавию военные поставки на Украину. Думаю, в данной ситуации у нас выход один — дойти в рамках спецоперации до Приднестровья, чтобы иметь с ним общую границу. Тогда мы сможем точно предотвратить те сценарии, по которым нам готовят новый военный конфликт в Приднестровье, где проживают сотни тысяч граждан РФ и находится наша военная база.
- В своей статье в одном из западных СМИ вице-маршал британских ВВС в отставке Шон Белл заявил в отношении украинских предприятий ВПК буквально следующее: «Требуются месяцы, чтобы создать производственные мощности, и один удар, чтобы уничтожить их». Говорит ли это заявление о том, что Британия готова отказаться от помощи ВСУ?
- Британцы одними из первых на Западе все поняли и пытаются «соскочить» с украинской темы. На долгое противостояние с Россией они идти не хотят. Думаю, англичане будут все дальше отодвигаться от Украины и вести независимую внешнюю политику.
- На внеочередном саммите ЕС, назначенном на 1 февраля, может быть представлен резервный план Еврокомиссии финансирования Украины. Называют суммы до 20 миллиардов евро, которые хотят получить за счет наращивания внешнего долга. Почему Европа продолжает помогать Киеву даже в ущерб себе?
- Ну заимствовать они будут наверняка у США — Вашингтон продавливает ЕС под свои интересы. Поэтому сейчас ЕС напоминает поезд, несущийся в пропасть, причем машинисты ничего сделать не могут. Если решение по финансированию Украины будет принято, это будет очень серьезной ошибкой ЕС с точки зрения европейских интересов.
Пока мы улучшаем свои позиции в зоне СВО, Европа из-за разрыва экономических связей с Россией стагнирует. Посмотрите, что происходит в Германии, — рецессия в экономике, идут протесты фермеров, железнодорожников. Думаю, сработает принцип домино — все больше предприятий и отраслей в Германии, в других странах Европы будут переходить в состояние противостояния со своими правительствами. Потому как европейцы уже стали ощущать потери на своем кошельке — на этом фоне помощь Украине будет все больше раздражать население.
- Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан может занять пост главы Европейского совета после ухода его действующего главы Шарля Мишеля в Европейском парламенте в середине июля. Это означает, что лидерам ЕС придется договариваться о том, кто займет пост главы совета, — если кандидата не удастся согласовать, им станет премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, чья страна примет председательство в совете в июле. Если это произойдет, отразится ли приход Орбана на отношениях с Россией?
- Орбан — это не пророссийский, это провенгерский политик. Его интересует не Россия, не Украина, а национальные интересы его страны. Поэтому возможное назначение Орбана принесет пользу прежде всего Евросоюзу — от него будет исходить больше разумных решений, особенно на фоне сегодняшней ситуации, когда порой складывается впечатление, что некоторые европейские политики просто теряют разум. С Россией отношения ЕС с приходом Орбана на пост одного из еврочиновников вряд ли улучшатся, а вот разногласия внутри ЕС могут усилиться.