Войти в почту

о новых беспорядках в Сербии по старым лекалам

«Теперь на роль Милошевича был назначен действующий президент Александр Вучич, в остальном всё происходило по революционному сценарию 2000 года. Манифестации в центре Белграда и штурмы (ведь «против насилия») публичных зданий сербской столицы».

Те, кто ещё помнит «бульдозерную революцию» в Белграде, совершившуюся 5 октября 2000 года, не могут не отметить крайнее отсутствие фантазии у деятелей сербского движения «Против насилия». Через 23 года под григорианское Рождество они вновь затеяли «свержение Слободана Милошевича», хотя давно уже нет ни Югославии, ни самого югославского лидера, скончавшегося в гаагской тюрьме в 2006 году.

Теперь на роль Милошевича был назначен действующий президент Александр Вучич, в остальном всё происходило по революционному сценарию 2000 года. Манифестации в центре Белграда и штурмы (ведь «против насилия») публичных зданий сербской столицы. Составитель «оранжевой» методички американец Джин Шарп умер пять лет назад, но дело его живёт. «От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения» с 198 приёмами «оранжевой» Камасутры и сегодня у борцов — знамя, сила и оружие.

Тем более что «бульдозерная революция» 2000 года, казалось бы, открыла всеобщий путь от диктатуры к демократии. Грузинская «революция роз» 2003 года, приведшая к власти М.Н. Саакашвили, украинские «майданы» 2004 и 2014 годов, приведшие Украину к её нынешнему состоянию, целая серия «тюльпановых революций» в Киргизии, «арабская весна» 2011 года, особенно образцово проявившаяся в Египте, где многолетний президент Мубарак благодаря методичке Шарпа был низвергнут, а в Каире воцарились (правда, ненадолго) демократические «Братья-мусульмане»*. И отчего не восставать, коли некому унять? Тем более в Белграде — надо же показать, что всепобеждающая методика жива.

Правда, уже тогда методичка порой давала сбои. В 2005 году в Узбекистане решили учинить беспорядки, как в Сербии и Грузии, однако тогдашний президент И.А. Каримов немилосердно подавил попытку «торжества демократии». А также — исламизма. Расправа не отличалась гуманностью, но более попыток следовать заветам Шарпа там не было. «Снежная революция» 2012 года в России также закончилась пшиком, причём обошлось даже без особенной суровости.

И уж совсем проигрышной была «оранжевая революция» осени 2020 года в Белоруссии.

А.Г. Лукашенко совсем не идеальный демократ (и даже не демократ вовсе), но именно благодаря своей жёсткости он не оставил прогрессивным белорусам ни одного шанса. Хотя там были задействованы все: и молодёжь, и интеллигенция, и креативный класс, и польско-литовские соседи. Лука с автоматом всех их одолел.

Но трудно предполагать, что сербский президент Вучич (всё-таки мужчина правит с 2017 года и многое видел) никак не ожидал нынешней попытки оранжада. И не понял рецепт спасения, дающий надежду:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда,

Здесь страх не должен подавать совета».

Не то чтобы совсем уж «патронов не жалеть!» — это уже крайность, а мы же люди просвещённые, старающиеся по возможности избегать кровопролития, но насчёт того, чтобы избегать мордобоя и вообще полицейских нелетальных спецсредств, в контрметодичке «Как сохранить власть. Стратегия и тактика усмирения» ничего не сказано. Специальные полицейские силы для того и содержатся, чтобы при надобности показать силам революционным, что здесь вам не тут.

«Здесь два изображения — вот и вот, на этих двух портретах — президенты». На первом — В.Ф. Янукович, у которого душа была нетверда и даже до крайности нетверда, отчего он бежал в Ростов-на-Дону, оставив Украину. На втором — А.Г. Лукашенко, душа которого была вполне тверда, отчего он до сей поры благополучно правит в Минске.

И вряд ли Вучич (если прецедента с Милошевичем и бульдозером недостаточно) не учитывает опыта своих восточнославянских коллег. Он крайне поучителен.

И наконец, упромысливание по Шарпу предполагает, что свергаемый правитель больше всего на свете боится палки западного фельдфебеля и готов исполнять все его требования — ведь из боящегося можно вить верёвки. Нынешние фельдфебели — Блинкен, Боррель, Шольц, Макрон, etc. — представляют собой столь жалобное зрелище, что бояться их до оторопи затруднительно. Тут даже и особым храбрецом быть не надо.

А когда нет фельдфебеля с палкой, то и вся стратегия и тактика освобождения с 198 приёмами не работают. Что мы и наблюдаем в Белграде.

* «Братья-мусульмане» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.