Своих не бросаем: спасение из Газы

Гуманитарная операция МЧС России будет продолжаться в секторе Газа, несмотря на завершение эвакуации российских граждан. На этой неделе в терпящий бедствие анклав отправился очередной спецборт с гуманитарной помощью, рассказывает политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Своих не бросаем: спасение из Газы
© Мир24

Врач Исмаил Эдван говорит о своих коллегах из больницы «Аш-Шифа». «Мы работали вместе, но они сегодня погибли с семьей, с детьми. Очень ужасно там», – поделился мужчина.

Он и сам проводит два с половиной месяца в настоящем аду, но вместе с другими гражданами России и их близкими прилетает в Москву в понедельник. Этот рейс закрывает масштабную операцию по возвращению соотечественников на Родину. «Российские спасатели эвакуировали из зоны палестино-израильского конфликта 1124 человека. И сейчас уже можно говорить о том, что все заявки о помощи в эвакуации, поступившие через МИД, выполнены», – заявил министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков. А начиналось все с нападения боевиков ХАМАС и расстрела мирных жителей. «7 октября я попала в плен к ХАМАС. Я не знала там ничего о моей семье, ничего», – сказала освобожденная из плена гражданка России, дочь Ирины Татти Елена Труфанова.

Елену Труфанову захватили не одну – вместе с сыном и матерью, 73-летней Ириной Татти, которая переехала в израильский кибуц четыре года назад. До этого была известным детским врачом в российском Ростове-на-Дону.

«Просыпаешься, сидишь целый день и думаешь только об одном, где твои родственники. Где твои любимые люди?» – поделилась Ирина Татти.Всего во время нападения погибли 1200 израильтян, почти 5,5 тысячи ранены. «Мы не слышали о нападении ХАМАС, находясь в Газе, вообще. Мы услышали, как летят бомбы в сторону Израиля», – сказала эвакуированная гражданка Казахстана Ирина Эль-Султан.

Гражданка Казахстана Ирина Эль-Султан в Газу приехала за три дня до начала боевых действий, вместе с мужем-палестинцем они навещали родственников.

«Наша деревня считается мирной по отношению к Израилю. Часть наших мужчин работают в Израиле. Поэтому была надежда, что нас не тронут», – поделилась Ирина Эль-Султан.

В семье Еркиек три поколения – 15 человек! Палестинец Салах и белоруска Евгения познакомились в Минске, учились в одном вузе на врачей-реабилитологов. В Газу уехали в 97-м. Открыли там медицинский центр.

«Мы думали побомбят военные места, пустые земли и все. Но эта надежда сразу пропала», – поделилась Евгения Еркиек. «Мы молились каждую секунду, чтобы только остались живыми. Ложились спать: слава Богу, мы живы. Просыпаемся – слава Богу, мы живы», – добавила женщина.

Свои дома покинули почти два миллиона жителей анклава. «Были школы, которые открывали специально для беженцев с севера. В нашей школе было порядка 10 тысяч человек. Поэтому никаких условий для жизни там не было», – рассказала Ирина Эль-Султан.

«Полтора месяца спали на полу только по три часа, по четыре часа», – сказал Салах Эльдиин Еркиек .

Дипломаты стран Содружества отреагировали моментально.

«Целый месяц мы переписывались. И когда мы узнали, что будет эвакуация, я от радости плакать стала. Я ждала это как чудо», – поделилась Евгения Еркиек.

Первыми пересечь границу удалось российской группе. «Самое сложное было добиться, чтобы наших граждан стали пропускать через КПП «Рафах». Наша оперативная группа была постоянно на месте, взаимодействовала со всеми возможными и невозможными ведомствами», – сказал заместитель министра РФ по делам гражданской обороны Алексей Серко.

Всего была дюжина рейсов. Вот в столичном аэропорту Домодедово свою семью встречает известный детский врач, профессор Матар.

«Словами не передать. У людей мечта – хотя бы не соленую воду пить. Они скучают по хлебу. Племянники говорят: «Хлеб будет?» – поделился сын эвакуированной Асаад Матар.

Большое количество эвакуированных из Газы – врачи. Получить высшее медицинское в России считается престижным. «Иногда мы после работы или даже на работе между собой на русском разговариваем», – рассказал директор больницы «Мучеников Аль-Аксы» Ияд Абу Захар.

Директор больницы в Дейр-Эль-Балах – россиянин, но решил остаться. «Я никогда не смогу бросить своих больных. Родители меня воспитывали, и в России я тоже учился, как быть человеком перед тем, как быть доктором», – пояснил он.

Ияд Абу Захар учился в Ставрополе, ангиохирург Мухаммад Коллюб – на Кубани.

«Как палестинец, я чувствую, что у моего народа беда, поэтому я помогаю. Моя жена – доктор-стоматолог, у нас трое дочерей. Я их отправил в Россию, сам здесь остался», – рассказал доктор больницы «Мучеников Аль-Аксы» Самех Аль-Хаттаб.Общее количество раненых в Газе – 53 тысячи человек.

«В наших операционных единственные инструменты, с которыми мы работаем, мы получили из России. Спасибо, Россия», – поблагодарил Ияд Абу Захар.

«У нас в этих больницах очень много пациентов – они везде в коридорах. Реанимации все полные. На данный момент вместо того, чтобы работало только восемь коек в реанимациях, сейчас работают более 25. Это очень тяжело», – сказал ангиохрург больницы «Мучеников Аль-Аксы» Мухаммад Каллюб.

Число погибших палестинцев на этой неделе превысило 20 тысяч, 70% из них – женщины и дети.

«Газа превращается в кладбище для детей. Я глубоко обеспокоен явными нарушениями международного гуманитарного права», – заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Этих детей удалось спасти. 10-летний Мухаммад Муса был ранен в живот, перенес две операции. Теперь за ним присмотрят врачи в Назрани. Ингушетия стала одним из регионов, где приняли эвакуированных россиян и членов их семей.

«Дети еще испуганы от бомбежек, еще пока не адаптировались, боятся резких звуков», – поделилась эвакуированная Сомар Тавил.

В безопасности и граждане Казахстана, с семьями в Алматы вывезли 99 человек. Большую семью Еркиек пока что разместили в Минской области в центре социального обслуживания. Власти обещают помочь с жильем. Подыскать для детей садик и школу.

«Все новое для них. У них там такого не было. Они первый раз вышли на улицу, увидели снег и начали снеговика лепить, в снежки играть без варежек», – рассказала Евгения Еркиек.

Взрослым помогут с работой: все-таки дипломированные специалисты с опытом. А пока – новогодние хлопоты. Отмечать, правда, будут скромно – семья-то неполная! Не может выехать из Газы зять – израильтяне не пускают.

«Все на потом, когда зять приедет, когда война закончится, тогда мы действительно сядем и отметим», – сказала Евгения Еркиек.

Не время праздновать и гражданам России в Израиле. Того самого детского врача Ирину Татти с дочкой отпустили во время недельного прекращения огня в конце ноября. Причем здесь история особая.

«Меня освободили, как мне объяснили, только благодаря помощи российского правительства», – рассказала освобожденная из плена гражданка России Ирина Татти.

Однако внук призывного возраста остался в плену у ХАМАС. Израиль возобновил наземную операцию в Газе, в итоге домой не удалось вернуть половину заложников.

Россия неоднократно призывала стороны к миру. В очередной раз – в пятницу, на Совбезе ООН, но российскую поправку с требованием о прекращении боевых действий заблокировали США. Эвакуация граждан России завершена, однако самолеты МЧС продолжают летать в Египет с гуманитарной помощью. 17 спецрейсов доставили для Газы 400 тонн груза: продукты, медикаменты, одежду, одеяла и предметы личной гигиены.