Приглашение по-английски. Как греки с британцами мрамор делили
Греческая пресса не стесняется в выражениях. Совсем. На первых страницах британского премьера называют ублюдком и отправляют по известному маршруту. Причина – сокровища Парфенона и другие украденные ценности, сообщает корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
«Место этих скульптур в музее Акрополя. Это не вопрос собственности. Это вопрос воссоединения. Если разрезать «Мону Лизу» пополам, и половина ее будет в Лувре, а половина в Британском музее, оценят ли ваши зрители красоту картины?» – спросил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис.
Это интервью премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис дает британскому телеканалу во время рабочего визита в Лондон. За несколько часов до встречи с Риши Сунаком. Но после этого британский премьер заявляет: разговора не будет.
«Мы всегда рады обсудить с нашими союзниками важные темы по существу. Например, борьбу с нелегальной миграцией или укрепление нашей безопасности. Но когда стало ясно, что целью встречи будут не существенные вопросы будущего, а повторное обсуждение проблем прошлого, это оказалось неуместно!» – сказал премьер-министр Великобритании Риши Сунак.
Что для британца прошлое, для грека – и прошлое, и настоящее, и будущее. Речь идет о древних артефактах Парфенона.
«Мы просили вернуть эти скульптуры с тех пор, как снова смогли создать наше государство. Очень важно, чтобы международное сообщество, а также британское общественное мнение, поняли и признали это», – указала президент Греции Катерина Сакелларопулу.
Вся культура современной Европы, включая Олимпиаду, зародилась в античной Греции. Парфенон, построенный в V веке до нашей эры, тому свидетель.
«В истории любой национальной культуры есть памятники, которые являются краеугольным камнем этой культуры. Парфенон – это краеугольный камень античной Греции. Для нас таким краеугольным камнем являются несколько объектов, в том числе в архитектуре, например: три Софии – Киевская, Черниговская и Новгородская», – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Парфенон – символ не только Древней Греции, но и национальное достояние Греции современной. Разлучили их британцы: в XIX веке они решили: из «колыбели цивилизации» можно вывезти, что захочется. Они забрали скульптуры и большую часть фриза, который опоясывал храм.
«Когда снимали эти скульптуры с Парфенона, там некоторые кориатиды они были выдраны буквально самым таким варварским способом и заменены столбиком цементным», – подчеркнул кандидат исторических наук, доцент кафедры европейских исследований СПБГУ Дмитрий Портнягин.
В то время Греция не была британской колонией, но входила в состав Османской империи. Послом там служил лорд Элгин. Он вывез, говорят историки, половину всего, что было в Парфеноне. Согласно английской версии, получил на это официальное разрешение.
«Ему выдали документ, по которому можно было сделать в храме слепки со скульптур. Но был там очень двойственный пункт: говорилось, что никто не может вмешиваться в дела британцев и мешать вывозить им какие-либо куски мрамора с надписями и рисунками. Команда Элгина дала этому документу самое широкое толкование. Но проблема в том, что и документ не сохранился», – сказал историк, специалист по Древней Греции Стив Кершоу.
Национальное достояние Греции в Лондон везли 10 лет. Корабль по дороге даже затонул – мрамор поднимали со дна. В Англии Элгин попытался продать греческую коллекцию правительству, но те поначалу брать не захотели.
«Долгое время считалось, что вершиной искусства является римское искусство, итальянское искусство. И Элгин, привезя работы Фидия и его мастерской в Лондон, довольно убедительно это опроверг», – сказала Елизавета Лихачева.
В итоге надавили искусствоведы. Правительство заплатило лорду, его именем даже назвали мрамор.
В музее афинские ценности исследовали: на мраморе даже остались царапины, после того как в начале XX века его попытались «почистить». Заметили… пятна. Оказалось, это не грязь. Краска! Спустя почти век их рассмотрели под микроскопом. Так, британские ученые выяснили: скульптуры Парфенона были не белыми а синими.
Из восьми миллионов экспонатов Британского музея подсчитали историки большинство сокровища других континентов. Добыча из колоний. Из Египта вывезли Розеттский камень, из Нигерии – Бенинскую бронзу, из Австралии – головы коренного населения маори. В королевском скипетре алмаз из Южной Африки. В одной из корон – бриллиант «Кохинор». Его вывезли из Индии. Для махараджей это был священный камень.
«В британские руки этот алмаз попал в середине XIX века. И, кстати говоря, они подвергли его огранке: первоначальный вес был порядка 191 карат, в результате огранки он стал весить 108 карат», – указал Дмитрий Портнягин.
Колонии, зависимые территории, протектораты. Британская империя, над которой никогда не заходит солнце, занимала пятую часть суши. Только в 1947-м, спустя почти век господства, Лондон потерял свою «Восточную жемчужину». С тех пор Индия требует вернуть «Кохинор». Бриллиант вывезли из Пенджаба. Там выросли оба деда Риши Сунака. На него, в том числе индусы, возлагали большие надежды в 2022-м, когда узнали, что он станет британским премьером. Но «Кохинор» так и остался в короне.