Войти в почту

Новым президентом Аргентины стал эксцентричный трампист с бензопилой

Латинская Америка вновь преподносит сюрпризы. На фоне нового «левого поворота» в регионе в Аргентине на втором туре президентских выборов победил не просто правый, а ультраправый политик Хавьер Милей. О том, как никому не известный профессор стал президентом одной из крупнейших стран Латинской Америки и чего ожидать от Буэнос-Айреса в будущем, «Парламентской газете» рассказали политолог-латиноамериканист Игорь Пшеничников и эксперт Российского общественно-политического центра Дмитрий Бурых.

Новым президентом Аргентины стал эксцентричный трампист с бензопилой
© Парламентская газета

Южный Трамп

Победа Милея на выборах хоть и не была разгромной, но вполне уверенной. После подсчета 90% бюллетеней лидер оппозиции смог набрать 55,82% голосов, а его конкурент от правящего движения социалистов Серхио Масса лишь 44,17%. 

Изначально на Милея никто не ставил. Еще бы, ведь он в прямом смысле «выскочка», непривычный для аргентинской политической жизни, которой свойственно наличие кланов и династий, а участие в выборах и партийной жизни начинается со студенческой скамьи. Например, противник Милея от социалистов Масса еще в университете начал активную общественную жизнь и практически всю свою жизнь участвовал в каких-либо политических движениях или органах власти.

52-летний Милей, напротив, свою карьеру построил в научной и академической среде, занимаясь исследованиями в области экономики. Потом он получил собственное телешоу и, набрав популярность, решил пойти во власть. Вместе с представителями различных молодежных движений будущий президент в 2019 году создал Либертарианскую партию. Правда, нельзя сказать, что сразу же ему удалось получить широкую поддержку, ведь во время первых парламентских выборов 2021 года возглавляемое Милеем движение получило всего два места депутатов национального законодательного собрания. Тем не менее свою порцию известности политик получил, да так, что его стали сравнивать с президентом США Дональдом Трампом, к которому он близок по риторике.

Политик с бензопилой

Однако лиха беда начало. Будучи темной лошадкой, будущий глава государства к президентской кампании подошел обдуманно, сделав ставку не на заумные речи, а на яркие образы и нетривиальные идеи. Чего только стоит его появление на митинге своих сторонников в кузове пикапа с бензопилой в руках, что делало его чем-то похожим на маньяка из американских фильмов ужасов.

Как пишут РИА Новости, лучшими друзьями политика, у которого нет ни жены, ни детей, являются его собаки, которых он называет своими детьми и которым он высказал благодарность за победу на праймериз. Все собаки носят имена известных экономистов, причем, как утверждает один из биографов политика, все его щенки являются биологическими клонами изначального питомца Милея — мастифа Конана, который скончался в 2017 году.

Однако помимо эксцентричного образа Милей известен и своими радикальными идеями, присущими многим либертарианцам, то есть сторонникам полной свободы и минимального вмешательства государства во все сферы жизни. Одна из самых обсуждаемых инициатив — отмена национальной валюты и полный переход на американский доллар, что должно позволить побороть постоянное падение курса песо и ужасную инфляцию, которая в этом году превысила 140%.

В мире есть примеры стран, которые пошли на такой шаг, например латиноамериканские Эквадор или Панама, которая формально не отказалась от бальбоа, но приравняла его к доллару по курсу 1 к 1, а в расчетах использует наличную американскую валюту. Правда, не все довольны итогами такой долларизации и до сих пор, особенно в Эквадоре, о результатах такой реформы много спорят.

При этом Пшеничников отмечает, что любовь к доллару у Милея вступает в противоречие с тем, что продвигали в последние время лидеры стран Латинской Америки. Например, в этом году Лула да Силва наоборот заявил о том, что необходимо уходить от американской валюты в международных расчетах. В связи с этим эксперт не исключает, что Милея могли поддерживать определенные силы из США, которым было выгодно не допустить реализации подобного сценария в Аргентине.

Торговец органами

Однако помимо финансовой сферы, в которой Милей, видимо, разбирается, у политика есть еще много других необычных идей. Например, в рамках борьбы с волной преступности он предлагает облегчить доступ населения к оружию и передать тюрьмы под контроль военным.

Есть у нового главы государства оригинальные инициативы и в сфере медицины. Он выступает за приватизацию государственной системы здравоохранения, видимо, полагая, что за частные деньги она будет работать более эффективно. А для пущей эффективности Милей предлагает разрешить свободную торговлю человеческими органами, ведь в Аргентине есть много людей, которые ждут донорских органов, поэтому «нужно искать рыночные механизмы, чтобы решить эту проблему».

Так почему же такой, мягко говоря, необычный кандидат смог обойти профессиональных политиков и от действующей власти, и от оппозиции? «Жители Аргентины устали от традиционных политических сил, которые сменяют друг друга без какого-то результата, ведь в стране уже многие годы продолжается экономический кризис. В результате в обществе сформировался запрос на новые лица, и многие отчаявшиеся люди, которые буквально живут в нищете и с постоянными финансовыми сложностями, проголосовали за Милея, который обещал решить все проблемы», — рассказал в беседе с «Парламентской газетой» Игорь Пшеничников.

Так что прошедшие выборы были, скорее, голосованием не за Милея, а против действующей системы, не способной предложить эффективное решение многочисленных проблем страны.

Обещать - не значит сделать

Новоизбранный президент Аргентины, как пишет РИА Новости, уже сделал первое заявление, в котором пообещал «работать со всеми странами свободного мира, чтобы построить лучшее будущее», а в качестве ценностей своего будущего президентства назвал «демократию, свободную торговлю и мир». 

Свою ориентацию на Запад Милей никогда и не скрывал. Он прямо говорил, что Аргентине не нужна ни Россия, ни Китай, а вступление в БРИКС, которого Аргентина добивалась в последний год, не отвечает национальным интересам.

По мнению Пшеничникова, после вступления в должность Милей постарается саботировать присоединение Аргентины к БРИКС, а также начнет реализовывать планы по более тесному сотрудничеству в США.

Впрочем, эксперт Дмитрий Бурых считает, что все не так страшно и предвыборные обещания Милея стоит «делить на два». Во многих аспектах отказ от БРИКС будет невыгоден самой Аргентине, для которой членство в организации может стать одним из вариантов улучшения ситуации в собственной экономике.

«Конечно, сейчас исключать ничего нельзя, но я считаю, что после прихода к власти действия нового президента будут менее радикальными. Например, в случае перехода на доллары серьезно пострадает внешняя торговля Аргентины, в том числе с партнерами из Латинской Америки, так что реальное применение этой меры маловероятно», — отметил в беседе с «Парламентской газетой» Бурых.