Финляндия продолжает отгораживаться от России
Обновлено 20 ноября в 15:20
Финляндия закрыла еще один КПП на границе с Россией. Это пункт «Вартиус» на участке границы в Карелии. Движение на нем ограниченно. Это уже пятый пункт, всего их девять.
Вечером в воскресенье российские и финские пограничники начали переговоры о ситуации с беженцами из стран Ближнего Востока и Африки, которые собираются у этого КПП. С 18 ноября не работают КПП «Торфяновка», «Брусничное», «Светогорск» и «Вяртсиля». Три из них находятся в Ленинградской области, один — в Карелии. Они закрыты как минимум до 18 февраля. Через них шло около 90% всего наземного трафика. О возможном ограничении работы некоторых пунктов пропуска говорят в Эстонии и Норвегии.
К пункту «Вартиус» за 18 ноября прибыли около 70 человек, которые просили убежища. В основном это граждане Сирии, Ирака и Сомали. Финская сторона заявляет, что мигрантов на ее территорию организованно «выталкивает» Россия. В Москве эти слова назвали «беспочвенными претензиями» и «дезинформацией». Наплыв просителей убежища — официальная причина от властей Финляндии, по которой работу КПП приостанавливают.
Ранее, 17 ноября, появилась информация о том, что на пропускном пункте «Вяртсиля» финские пограничники применили (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) газ против 30 человек. Они пытались пересечь границу пешком и на велосипедах. После того как на велосипедах перестали пускать, мигранты стали использовать самокаты.
Как восприняли закрытие КПП в Финляндии, рассказывает главный редактор издания Gazeta.fi Владимир Гусатинский:
Владимир Гусатинский главный редактор издания Gazeta.fi «Практически все русскоязычные и многие финны отнеслись к этому крайне негативно. У нас прошла акция протеста. Первая акция прошла в Хельсинки. Такие же акции были назначены в региональных городах. Люди остаются без возможности справить праздники с близкими, помочь престарелым родителям, выехать для того, чтобы решить какие-то свои вопросы. Самое главное — что заявленная цель [ограничений] не соответствует сути самого решения. Потому что мигрант, беженец, прибывший даже на закрытый пограничный пункт, вправе попросить убежище у того же самого пограничника, который выйдет к нему сказать, что этот пункт закрыт».
Журналист подчеркивает: признаков того, что границу закроют полностью, пока нет. Финляндия последовательно сокращает пропускную способность границы. Сначала отмена поездов из-за попадания РЖД под санкции, потом страна присоединилась к запрету на въезд для автомобилей с российскими номерами. Какие варианты попасть в соседнюю страну остаются? Вот что говорит владелец недвижимости в Финляндии Андрей:
«Есть две возможности. Первая — это ездить через север, ближе к Мурманску есть КПП, второй вариант — паром Таллин, Нарва и дальше до Питера. То есть это просто чудовищные временные затраты. Действительно, ограничение настолько серьезно коснулось рядовых людей, что собирается митинг на эту тему. Но, опять же, проблема волнует условно тысячи людей, но не миллионы».
На протяжении долгих лет россияне из приграничных регионов покупали в Финляндии дачи и другую недвижимость. Сейчас с ней ожидаемо тоже не все в порядке. Из-за отсутствия почтового сообщения между странами и трудностей с денежными операциями у граждан РФ растут долги за финские дома. Потенциально их могут начать конфисковывать. Несмотря на санкции и прочие ограничения, ЕС все равно остается важным торговым партнером России. Как отмечает гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло, прекращение работы КПП экономически ударит по обеим сторонам:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Такое перекрытие границ, перерубание полностью всех товарно-транспортных маршрутов торговых отношений в данном случае ни ЕС, ни нам не выгодно. Да, укладывается в общую канву недружественных пассажей, но цифры говорят о другом: мы все равно продолжаем торговать. Но Финляндия никогда не была главным европейским партнером. Для нас главными европейскими партнерами были страны Бенилюкса, Германия, Италия, Польша. Поэтому, на мой взгляд, это всего лишь спекуляция — что мы так же поступим, перерубим. Будут, безусловно, найдены альтернативные маршруты, более долгие, более сложные».
Ситуация с ближневосточными беженцами на европейских границах повторяется спустя два года. Но пока в меньших масштабах. Тогда на границе Польши и Белоруссии собрались тысячи людей, желающих попасть в Евросоюз. Польша возвела стальной забор. Западные страны обвиняли в создании кризиса власти России и Белоруссии. Минск и Москва как тогда, так и сейчас эти обвинения отвергают.