Юн Фоссе. Великий, но не мой.
Зато я впервые отчетливо понял, а за какие заслуги Нобелевские премии дают. Вы не поверите (вдруг понял я): в литературе — за то же, за что и в остальных дисциплинах: физике, химии, экономике. За ОТКРЫТИЯ. За что-то новое. В темах. Жанрах. Языке. Стиле. Подходах. И если так, очень хорошо становится понятно, почему Нобеля дали Хемингуэю, Льосе, Маркесу, Солженицыну, Алексиевич, Шолохову, Пастернаку, Черчиллю, Беккету, Сартру, Камю, Фолкнеру… Как по мне, так каждый из них что-то в литературе открыл, и после каждого из них она, литература, не будет прежней. Но, как открытия в физике довольно тяжело объяснить и понять обычному человеку, тексты иного нобелевского лауреата сложно читать. Я вот не смог на Фоссе взойти. Судите сами по 69-й странице (Юн Фоссе, Трилогия (Эксмо, 2021, перевод Н.Федоровой): "…Как же ты устала, как устала, говорит Асле Да, говорит Алида а старуха впереди останавливается, достает большой ключ, сует его в замок, отпирает дверь домишки, скрытого в темноте, и входит внутрь; вот сейчас, говорит Асле, она запрется в этом доме, первом, куда они стучались и спрашивали про жилье, а Алида говорит, что так оно и есть, и Асле бежит следом за старухой, хватается за дверную ручку и распахивает дверь У тебя не найдется комнаты для нас, говорит он Старуха медленно оборачивается к Асле, вода стекает с ее головного платка, бежит по лицу, а она подносит свечу поближе к Асле Ах, сызнова ты, говорит Старуха Ведь уж спрашивал давеча, говорит она…" И так, без точек, без кавычек, без диалогов — и до 69-й, и после, и везде. Хорошо, запятые остались. Короче: я до 69-й мужественно доскреб и бросил. Но снимаю шляпу перед тем, кто дочитал. И охотно верю, что вам понравилось. Я надеюсь, что когда-нибудь сумею взойти.