Войти в почту

о лидере республиканского меньшинства в сенате

«Митчу Макконнеллу скоро исполнится 82 года, он один из старейших сенаторов США. Детство его прошло в атмосфере самой разнузданной русофобии (тогда называвшейся антисоветизмом), которую Гарри Трумэн сделал одним из столпов внешнеполитического курса Америки. Политические взгляды его — как и Байдена и многих других политиков старшего поколения в США — были сформированы холодной войной».

Лидер республиканского меньшинства в сенате Митч Макконнелл назвал Россию, Китай и Иран новой «осью зла». По мнению сенатора, конфликты на Украине и Ближнем Востоке тесно связаны между собой. Плюс за происходящим наблюдает Си Цзиньпин, заявивший недавно, что у китайцев «бесконечная дружба с русскими». Вот вам и ось: Тегеран — Москва — Пекин.

Митчу Макконнеллу скоро исполнится 82 года, он один из старейших сенаторов США. Детство его прошло в атмосфере самой разнузданной русофобии (тогда называвшейся антисоветизмом), которую Гарри Трумэн сделал одним из столпов внешнеполитического курса Америки. Политические взгляды его — как и Байдена и многих других политиков старшего поколения в США — были сформированы холодной войной.

В этом смысле ничего особенно нового Макконнелл не сказал. И если его выпад против Китая, России и Ирана чем-то и интересен, то только тем, что, в отличие от многих других представителей вашингтонского истеблишмента, Митч Макконнелл замечен в «порочащих его связях» как минимум с двумя странами из входящих в эту «ось зла».

В 1993 году Макконнелл женился вторым браком на симпатичной китаянке Элейн Чао, чьи родители эмигрировали в США с Тайваня в начале 1960-х годов. На следующий год тесть Макконнелла, Джеймс Чао, владелец крупной судоходной компании Foremost Group, организовал для зятя поездку в КНР (заметим: не на Тайвань, а на материковый Китай), где американский сенатор встретился с представителями руководства Компартии, включая генсека Цзян Цзэминя. После этого, как пишет в своей книге «Тайные империи: как американский политический класс скрывает коррупцию и обогащает семью и друзей» Питер Швейцер, Макконнелл старался «всё чаще избегать публичной критики Китая».

Ещё бы — принимали Макконнелла в Китае по-королевски. Поездку спонсировала Китайская государственная судостроительная корпорация — один из крупнейших военных подрядчиков КПК и, как считают в ЦРУ, неофициальное подразделение военно-морского флота Китая. Собственно, и насчёт компании тестя Макконнелла Джеймса Чао есть сомнения: формально это гражданская фирма со штаб-квартирой в Нью-Йорке, но работает она в основном в Китае, куда доставляется не менее 70% её грузов. «Большинство кораблей Foremost построено на государственных верфях Китая, некоторые из них даже финансируются КПК», — пишет издание The Federalist. И если связать компанию Чао с военно-морским флотом КНР не так просто, то уж в том, что корабли тестя Макконнелла помогают Пекину усиливать экономику Китая — главного конкурента США, — нет никаких сомнений.

Став родственником влиятельного сенатора-республиканца, Джеймс Чао развернулся на полную катушку. Его компании выделяли льготные кредиты как правительство США, так и китайские банки. Сам Джеймс и его дочь Анжела Чао (сестра Элейн) получили посты в совете директоров дочерней компании Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSP). А когда президентом США стал Дональд Трамп, то Элейн Чао получила в его администрации важный пост министра транспорта.

Можно предположить, что этим назначением Трамп расплатился с Митчем Макконнеллом за его поддержку в качестве кандидата от Республиканской партии.

Отношение Макконнелла к Трампу никогда не было положительным, но в какой-то момент он, по крайней мере, перестал вставлять ему палки в колёса.

Интересно, что спустя пару недель после назначения Элейн Чао министром транспорта её сестра Анжела получила пост независимого неисполнительного директора Банка Китая, тесно связанного с КПК. А семейная компания Чао получила добро на покупку десяти новых кораблей у китайского правительства — и это несмотря на жёсткую позицию администрации Трампа в отношении Китая.

Макконнеллу родственные связи с семьёй Чао принесли вполне ощутимый материальный доход. В 2007 году умерла его тёща, Мулан Чао, а через год овдовевший тесть передал сенатору её долю управляющих акций в Foremost и, по данным СМИ, перевёл на счета Митча то ли $5 млн, то ли $25 млн (о точном размере подарочка журналисты до сих пор спорят). Это сделало Макконнелла одним из самых богатых сенаторов США: если в 2004 году его состояние оценивалось в «какие-то» $3 млн, то в 2014-м варьировалось уже от $9,2 млн до $36,5 млн. Неудивительно, что на Капитолийском холме Макконнелла стали называть Rich Mitch (Богатый Митч).

Но это не единственное прозвище престарелого сенатора. Недоброжелатели называют его по-разному, в том числе Дарт Вейдер, Старый Ворон или даже Кокаиновый Митч (не спрашивайте).

В самой констатации факта нечистоплотности американских политиков даже очень высокого ранга нет ничего сенсационного — во всяком случае, сейчас, когда весь мир наблюдает за разоблачениями коррупционных схем семьи самого президента США. Но вот запредельный уровень лицемерия сенатора, не гнушавшегося сотрудничать с некоторыми из стран, входящими в «ось зла», которую он называет сейчас главной угрозой США, действительно поражает. Слова, которые в устах какого-нибудь не замазанного в коррупции вашингтонского политика (такие есть!) воспринимались бы обычной благонамеренной паранойей, в исполнении Макконнелла звучат изощрённым издевательством и над избирателями, и над американской политической системой.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.