Войти в почту

о предложении президента Франции создать международный альянс для борьбы с ХАМАС

«Несмотря на то что предложение о создании международной коалиции против ХАМАС сделал представитель одной из ведущих европейских держав, есть все основания полагать, что оно противоречит общеевропейскому мейнстриму и даже позиции европейской бюрократии в Брюсселе. В целом Европа придерживается более осторожного подхода и робко задаётся вопросом: а не зашёл ли Израиль слишком далеко, реализуя своё право на самооборону?»

Президент Франции Эммануэль Макрон прилетел на Ближний Восток тушить пожар палестино-израильского конфликта привезённым из Парижа высокооктановым политическим бензином. На пресс-конференции с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху французский лидер предложил то, что не пришло в голову даже президенту США Джо Байдену, — бросил союзникам боевой клич: «А ты записался на войну с ХАМАС?»

«Я бы хотел, чтобы в тех рамках, в которых мы действуем в Ираке и Сирии, мы бы могли также бороться с ХАМАС. Я предложил вам и нашим международным партнёрам создать региональную и международную коалицию, чтобы бороться с террористической организацией, которая угрожает всем нам», — заявил, обращаясь к Биньямину Нетаньяху, Эммануэль Макрон.

Фактический призыв начать войну на Ближнем Востоке, которая стала бы неизбежной в случае реализации его предложения, не помешал французскому лидеру представить себя сторонником политического, а не военного урегулирования.

На той же пресс-конференции он призвал к перезапуску политического процесса для Палестины.

Возникает вопрос: а как же быть с сектором Газа, где c 2006 года у власти находится Исламское движение сопротивления (ХАМАС), одержавшее убедительную победу на местных выборах при явке избирателей, превысившей 80%?

Президент Макрон предлагает не принимать во внимание итоги того давнего голосования и в отношениях с Палестиной хирургически вырезать из неё, или ампутировать, ХАМАС.

Нет ХАМАС — нет вопроса.

«ХАМАС — террористическая организация и не представляет интересы палестинского народа. Она должна быть повержена, а палестинские требования должны быть справедливо услышаны», — заявил французский лидер.

Необходимо отметить, что последние два десятилетия прошли в условиях острого раскола внутри палестинского руководства и конфликта ХАМАС с Палестиной во главе с её президентом Махмудом Аббасом и подконтрольным ему Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Попытки примирить ХАМАС и ФАТХ путём переговоров, которые предпринимались при участии международных посредников, ни к чему не привели.

Однако при этом палестинскому лидеру Махмуду Аббасу даже в самых смелых фантазиях не пришла бы радикальная идея провозгласить своих политических оппонентов, управляющих сектором Газа, «террористами». И таким образом решить проблему ХАМАС раз и навсегда — силами международной коалиции.

Однако, поскольку предложение Макрона прозвучало, нужно разобраться, есть ли в нём какой-то практический смысл.

При создании любой международной коалиции возникает два ключевых вопроса, которые всплывают и после обнародования идеи усилиями всех желающих разделаться с ХАМАС.

Первый вопрос — о легитимности. То есть о том, по какому мандату будет действовать такая коалиция. После терактов 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш объявил о создании глобальной антитеррористической коалиции в Афганистане, которая имела мандат Совета Безопасности ООН (Россия тогда не воспользовалась правом вето).

Спустя два года, когда всё тот же президент Буш начал операцию по смене режима Саддама Хусейна в Ираке на основе сфабрикованных обвинений в создании оружия массового уничтожения (знаменитые пробирки Колина Пауэлла), он уже не имел мандата Совбеза ООН.

Решительно против вторжения США в Ирак выступили не только Россия и Китай, но и ещё один постоянный член СБ ООН — Франция, у которой тогда был другой лидер — Жак Ширак. Вряд ли его имеет смысл сравнивать с президентом Макроном, учитывая ту легковесность и попсовость, которую обрела французская политика при нынешнем хозяине Елисейского дворца.

В итоге, в отличие от Афганистана, в Ираке действовала так называемая коалиция воли. Мандат Совбеза ООН ей заменило благословение Вашингтона. В «коалицию воли» вступали те, кто не мог отказать президенту Бушу или хотел продемонстрировать ему свою лояльность. Одним из примеров стала Грузия президента Саакашвили, которая спешила не остаться в стороне от «демократизации Ирака» и направила в «коалицию воли» свой контингент.

В следующем драматичном сюжете мировой политики XXI века, завершившемся трагедией, военная операция коалиции НАТО в Ливии в марте 2011 года опиралась на резолюцию СБ ООН №1973, одобрившую введение бесполётной зоны над Ливией и «всех необходимых мер» для защиты мирных граждан.

Однако завершилась эта история в октябре того же года зверским убийством Муаммара Каддафи в Сирте.

Учитывая всё это, если представить, что коалиция президента Макрона против ХАМАС будет создана, то она должна будет действовать только в формате «коалиции воли», не имеющей никакой международной легитимности. Поскольку никакого одобрения со стороны СБ ООН не будет.

Однако не только с легитимностью, но и с «волей» будут нерешаемые проблемы.

Возникает простой вопрос: кроме самого Макрона и, возможно, Израиля, поставившего своей целью уничтожить ХАМАС, есть ли ещё хоть одно государство, готовое вступить в его коалицию? На горизонте не видно ни одного, включая США, которые из всех внешних игроков демонстрируют наибольшую вовлечённость в конфликт в Газе.

Нет этих желающих и не будет, поскольку президент Макрон не имеет никаких рычагов, позволяющих загнать в его коалицию соседние государства. Возможно, что-то бы получилось у Америки, и то не факт. А в случае с Макроном это вообще выглядит глупо.

Ещё один любопытный момент.

Несмотря на то что предложение о создании международной коалиции против ХАМАС сделал представитель одной из ведущих европейских держав, есть все основания полагать, что оно противоречит общеевропейскому мейнстриму и даже позиции европейской бюрократии в Брюсселе.

В целом Европа придерживается более осторожного подхода и робко задаётся вопросом: а не зашёл ли Израиль слишком далеко, реализуя свое право на самооборону?

Прилетевший с визитом в Израиль одновременно с президентом Макроном премьер-министр Нидерландов Марк Рютте призывал премьера Нетаньяху сдерживаться в применении силы и выражал обеспокоенность по поводу обострения конфликта и угрозы вовлечения в него других стран.

В общем, Эммануэль Макрон подтвердил свою репутацию enfant terrible мировой политики, способного привлечь к себе всеобщее внимание очередным ложным глобальным замахом.

Что же касается анонсированной им международной коалиции, то какой Макрон — такая и коалиция. Да никакая.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.